Последний визит: 2020-07-07 17:08:32
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

Часть 7. Прибытие посла Волжской Болгарии в Багдад. Посольство багдадского халифа Муктадира в Волжской Болгарии. Ибн Фадлан.

Часть 7. Прибытие посла Волжской Болгарии в Багдад. Посольство багдадского халифа Муктадира в Волжской Болгарии. Ибн Фадлан.

О событиях начальной истории Волжской Булгарии подробно рассказано в записке Ибн Фадлана, которую он написал после своего путешествия на Волгу в 922 г. в составе посольства багдадского халифа Муктадира.
В 922 году балтавар в поисках военной поддержки против хазар, правители которых исповедовали иудаизм, приглашает посольство из Багдада, официально объявляет ислам ханифидского толка в качестве государственной религии и принимает титул эмира.
Весной 921 года в Багдад прибыл посол далекой северной страны Волжской Болгарии.

Багдад.
Халифом Багдада в то время был Джафар ал-Муктадир, вступивший на трон халифата совсем мальчиком . Муктадир не отличался серьезным отношением к своим халифским обязанностям. Его трудно было застать трезвым. Придворные во всем потакали испорченному юноше, а правители провинций старались отличиться друг перед другом, посылая во дворец диковинные подарки. Однажды жители Багдада были свидетелями того, как во дворец халифа проследовал целый зоопарк. Один арабский писатель рассказывал, что здесь был огромный муравей из Африки, скованный цепью и посаженный в клетку, громадные змеи, обезьяны, львы и морские чудовища. Муравей, правда, по дороге сдох, но его поместили в «горький сок» и в сосуде довезли до Багдада. Трудно было привлечь внимание халифа даже к важным государственным делам, трудно было и добиться у него приема.

Джафар ал-Муктадир.

Абдаллаху ибн-Башту, так звали посла Волжской Болгарии, сначала казалось совершенно невозможным не только получить аудиенцию халифа, но даже попасть во дворец. А посол Булгарии, по прозвищу Хазарин, привез очень важные письма от своего царя Алмуша.
Абдаллах ибн Башт ал-Хазари был послом эльтебера (правителя) Булгарии Алмуша, вассала Хазарского каганата. Целью посольства было убедить арабов помочь Волжской Булгарии освободиться от власти хазар и распространить ислам.
Прозвище «ал-Хазари» говорит о том, что, Камско-волжская Булгария не только была вассалом Хазарии, но сами хазары делали в ней карьеру чиновников. С другой стороны, булгарский хан Алмуш, явно хотел показать арабскому халифу, что и среди самих хазар есть мусульманская оппозиция.

Письма были адресованы халифу и нескольким знатным придворным. Долго посол искал пути во дворец Джафара ал-Муктадира, устанавливал связи и добивался протекции. Наконец, посла приняли, письма прочитали, а его самого выслушали. И вот перед багдадским двором открылась возможность увлекательной и выгодной дипломатической игры, которая в случае успеха могла, казалось, вернуть Багдаду, хотя бы на время, утерянный престиж.
О чём писал Алмуш - царь волжских булгар - из своей занесенной снегом ставки, расположенной около трех затянутых льдом озер, где зимой завывал ветер и волки подбегали вплотную к бревенчатым избам, а весной голодные медведи приходили по ночам в поселки и проваливались в землянки? Что общего надеялся он найти с халифом, во дворце которого вековая привычка к роскоши соседствовала с изощренной придворной хитростью, где сверкала мраморная мозаика, играли полутонами алебастровые резные панели, украшавшие степы, блестела глазурь на сосудах и мерцали огоньки в стеклянных лампах, а поэты воспевали розы в садах Багдада, которые стоят вокруг «клумбы кроваво-красных анемон, словно толпа людей, уставившихся на бушующий пожар».
Алмуш просил халифа прислать к нему учителя, способного укрепить мусульманство в его стране и научить чтению молитв; мастеров –умельцев ,построивших бы мечеть…
Кроме того, болгарскому царю хотелось с помощью багдадских строителей и частично на средства халифа соорудить крепость для защиты от врагов. Были и более скромные просьбы: одного из придворных Алмуш просил достать кое-какие лекарства - слава арабской медицины дошла и до его глухой северной страны. Со своей стороны Алмуш обещал, что с кафедры новой мечети будет провозглашаться молитва (хутба) в честь халифа Муктадира. Хутба с упоминанием имени халифа означала бы признание Алмушем верховной власти Багдада.
Иметь сподвижника на севере было очень выгодно для халифата. Это показало бы силу и мощь ислама и его главы - багдадского халифа. Такой союзник, как Алмуш, был нужен для борьбы с усиливавшейся Хазарией, чьи правители приняли иудаизм. Хазарские каганы оказались бы зажатыми между мусульманской Волжской Булгарией на севере и Хорезмом и мусульманскими городами Прикаспия на юге и юго-востоке. Это усилило бы многочисленные фактории купцов-мусульман на Волге, облегчило бы им торговлю в русских землях. Багдаду казалось, что с легкой руки Алмуша ислам примут все северные народы: и непокорные гузы, жившие на Нижней Сыр-Дарье, и воинственные русы.
Итак, было решено снарядить посольство к Алмушу. Миссия должна была пройти через Бухару, по дороге засвидетельствовать почтение саманидскому эмиру Насиру, передать ему несколько запоздалые поздравления по случаю его восшествия на престол в Средней Азии (Насир благополучно правил уже семь лет). Затем посольство предполагало пройти через Хорезм, где на деньги, полученные от продажи имения окончательно разоблаченного визиря ал-Фурата, предполагалось закупить все необходимое для путешествия и для сооружения мечети и крепости в Волжской Болгарии. Затем посольство должно было пересечь степные районы Приаралья, обойти с востока Хазарию, выйти к Волге и подняться до Болгара - столицы царя Алмуша.
Состав посольства подбирался несколько недель. В качестве секретаря был включен в состав миссии образованный и эрудированный араб Ахмед ибн-Фадлан.
Ибн Фадлан - арабский путешественник и писатель 1-й половины X века. Один из немногих арабских путешественников, лично побывавших в Восточной Европе. В 908-932 годах в качестве секретаря посольства аббасидского халифа ал-Муктадира посетил Волжскую Булгарию. В своём отчёте «Рисале», написанном в виде путевых заметок, оставил уникальные описания быта и политических отношений огузов, башкир, булгар,русов и хазар.

«Записка» Ахмеда Ибн-Фадлана – чрезвычайно важный источник
по истории Восточной Европы X века.

Посольство
вышло из Багдада в 921 г. и прибыло в Волжскую Булгарию в мае
922 года.

Путешествие из Багдада в Волжскую Булгарию.
Путь не был коротким и безопасным. Караван посольства выехал из Багдада 21 июня 921 г. По дороге в Нишапур посольство едва не подверглось нападению мятежных еретиков. В Бухаре послы долго уговаривали эмира Насира, добиваясь его поддержки. В Хорезме посольство пытался задержать хорезм-шах, но он не решился прибегнуть к насильственным действиям. Но в конце концов всё уладилось, путешественники двинулись на север и оказались на границе мусульманского мира, на берегу обширного степного океана, где безраздельно господствовали кочевники. Позади были тревоги и мытарства, но всё же это было путешествие по цивилизованным мусульманским странам. 4 марта 922 г. посольство отправилось дальше в путь в чужие земли.
Их путь лежал через Устюрт, где они встретили гузские племена. Заискивая перед гузским предводителем, который, казалось, склонялся к исламу, посольство передало ему богатые подарки. Затем путь каравана шёл по враждебной стране башкир, которые были язычниками, поклонялись змеям, рыбам и журавлям. Встретились на пути и воинственные печенеги.
Посольство прибыло в ставку болгарского эмира у Трёх Озёр недалеко от Волги.
Ибн-Фадлан оставил подробный отчет о
путешествии, и в этом отчете приводится множество уникальных
сведений этнографического характера о гузах, башкирах, булгарах и
хазарах. Кроме этого, Ибн-Фадлан видел в Булгарии русов и оставил
подробное описание их погребального обряда.
Отчет Ибн-Фадлана был широко известен в арабско-персидском
мире. По свидетельству географа XIII века Йакута ар-Руми,
работавшего в Мерве, в его время это сочинение было весьма
распространено и находилось у многих лиц в восточном Иране. Сам
Йакут включил несколько фрагментов из Ибн-Фадлана в свой
«Географический словарь», дошедший в нескольких списках.
Единственный известный список «Записки» Ибн-Фадлана был
обнаружен востоковедом А.З.В.Тоганом (А.З.Валидовым) в 1920-х
годах в библиотеке при гробнице имама Али ибн-Риза в Мешхеде
(Иран). К сожалению, конец рукописи отсутствует, причем
неизвестно, скольких листов не хватает. В 1937 г. фотокопия
Мешхедской рукописи была передана в дар Академии наук СССР от
правительства Ирана, и на ее основе А.П.Ковалевским было
подготовлено издание на русском языке.



Ахмед ибн Фадлан.


Но, наконец, перед путешественниками открылась Волга во всем своем великолепии.

Алмуш выехал навстречу послам, и вскоре они были уже в столице булгар, в ставке царя - Булгаре. Эмир Альмуш вёл переговоры с багдадским посольством об условиях принятия ислама в Болгарии и возможной помощи в борьбе с Хазарией. Для укрепления своего положения царь Алмас в 922 принял распоряжение исповедовать в своем государстве ислам. 16 мая 922 г. состоялась торжественная церемония провозглашения Ислама государственной религией в Булгарии. Арабы преподнесли Алмушу дорогие подарки и знамя халифата, в знак символа покровительства халифа. В пятницу было проведен торжественное богослужение: произнесли хутбу, пятничную молитву, что является достаточно важным ритуалом в мусульманском вероисповедании.

Прибытие Ахмед ибн Фадлан в Волжскую Булгарию. Ф. Хакимов.

«Как об обстоятельствах, предшествовавших и содействовавших принятию ислама Алмусом, Казвини( арабскийучёный и литератор) рассказывает о следующих двух чудесах: исцелении от болезни царя и царицы Булгарии после обещания принять ислам, данного одному благочестивому мусульманину, и затем о победе, одержанной именем Аллаха над хазарами. Новая вера, конечно, не сейчас стала исповедоваться большинством: есть несомненные свидетельства, что простой народ Булгары долго и после Х века оставался в язычестве; ислам же твердо с самого начала укрепился только в городах. Несколько времени спустя, говорит Массуди, сын Алмуса отправился на поклонение в Мекку, и по пути заехал в Багдад. С этого времени сношения Булгары с Ю. Азией сделались гораздо деятельнее, и имя их, вплоть до нашествия монголов, стало встречаться очень часто не только у мусульманских писателей, но и в русских летописях». Энциклопедия Брокгауза Ф.А. и Ефрона И.А. (1890 – 1916 гг).
В 923 году посольство двинулось в обратный путь.
Багдадское посольство должно было помочь булгарскому царю Алмушу упрочить мусульманскую религию в его государстве. Ислам нужен был булгарским царям для того же, для чего нужно было христианство киевскому князю Владимиру - для укрепления своей власти в стране, для укрепления власти только что родившегося класса феодалов, для того чтобы держать в повиновении общинников-крестьян. С принятием ислама Алмуш из вождя полуварварского племени на далекой северной окраине цивилизованного мира сразу становился в ряд просвещенных и могущественных эмиров - правителей земель той обширной территории, где господствовало учение Мухаммеда.
Но Алмуш столкнулся с нежеланием ряда племен принимать новую религию. И Ибн-Фадлан был свидетелем этого раскола в среде булгарских племен. Некоторые племена, среди которых играли заметную роль сувары, или сувазы, откочевали и отказались подчиниться Алмушу, признать его новую религию.
В итоге, оппозиция во главе с самозванцем-предводитетлем отделилось от племён, верных Алмушу-мусульманину, и, очевидно, сохранило свое язычество. Должно быть, Тигашевское городище и было центром религиозной жизни этих племен, обособившихся от мусульманина Алмуша и откочевавших за Волгу.



Ибн Фадлан читает послание халифа аль-Муктадира Алмыш-хану.
Сочинение Ибн-Фадлана являются самым полным и ценным источником по истории волжских булгар X века.


Сюжет картины основан на тексте Ахмада Ибн-Фадлана 21 июня 921 года .

Другим важным источником являются результаты археологических исследований. Наиболее полно изучены булгарские города Сувар, Ошель, Муромский городок, Джукетау, а также Тигашевское городище, Хулаш, пограничные крепости - Чертово городище, Казань. Булгарские городища располагались как на мысах, используя естественные укрепления, так и в кольцевой обороне, характерной для кочевнических традиций.
Столицей государства в домонгольское время был Биляр -Великий город в центре Западного Закамья на левом берегу реки Малый Черемшан правого притока реки Большой Черемшан, впадающей в Волгу (современный Алексеевский район Республики Татарстан) - первая крепость, воздвигнутая булгарами с помощью арабов и хорезмийцев. Он воздвигался по единому плану сразу на огромной территории под руководством Алмуша, первого царя.
В Российской национальной библиотеке в Санкт-Петербурге хранится древнейшая русская Лаврентьевская летопись ,получившая название по имени монаха Лаврентия, написавшего данную книгу в колофоне.Именно в этой рукописи Биляр упоминается ,как великий город.
Сюда была перенесена столица государства в начале 12 века, когда войска русского князя Андрей Боголюбского начали одолевать и разорять прежнюю столицу – город Булгар. Численность населения достигала порядка 100 тысяч человек. Наивысшего расцвета город достиг к 13 веку.

Биляр занимал прямоугольную платформу, ориентированную по сторонам света и замкнутую вписанными друг в друга дерево-земляными валами и рвами, которые делили город на две части. Внутренний город площадью 130 га был обнесен двумя линиями укреплений, а внешний, площадью 620 га, - тремя линиями укреплений. Дерево-земляные валы (два ряда срубов, засыпанных землей) обносились дополнительно частоколами, а в дно рвов забивались заостренные колья. В центре внутреннего города была построена цитадель-крепость, также огражденная деревянной крепостной стеной. Строительство Биляра во время пребывания посольства халифа началось с основания главной мечети, которая тоже имела мощные стены, башни по углам и могла служить как крепость. Город имел четкое деление на внутренний город, внешний город и посад. Его окружали земляные валы и широкие стены с башнями по углам. Во внутреннем городе было много кирпичных и каменных зданий. Иметь такие дома могли только богатые и знатные люди. В центре цитатели находился дворец эмира. Рядом с ним стояла белокаменная соборная мечеть.

Внешний город сильно отличался от внутреннего. Здесь стояли неказистые бревенчатые дома. В них жили ремесленники и мелкие купцы. Металлурги и кузнецы, а также гончары селились слободами.

Караван-сарай Биляра.

Караван-сарай Биляра изнутри.
Площадь Билярского городища, огражденная тройной линией укреплений внешнего города и двумя
линиями внутреннего города, составляла более 620 га, а с посадами – 800 га.
Билярское городище в домонгольское время являлось ядром обширной моноцентрической агломерации Западного Закамья. Здесь выявлено более 400 булгарских памятников, что свидетельствует о большой плотности населения в пределах государства. Очевидно, что название «Великий» отражало не только размеры города, но и значимость светской и духовной власти, сосредоточенной в нем. По своей територии он был в полтора раза больше Парижа и два раза больше Киева и Рима.
Биляр был торговым центром. Богатые купцы Средней Азии и Ирана привозили в Биляр дорогую керамическую посуду, пряности и приправы, восточные благовония. Византийскими торговцами поставлялись ткани - хлопчатобумажные и шелковые, а также ковры. На рынках Биляра можно было купить лучшую бумагу из Китая иСамарканда, европейское оружие, индийский горный хрусталь и высококачественный янтарь, привозимый из стран Прибалтики. Тут же продавались и изделия местных ремесленников, товар которых по искусности не уступал заморским изделиям. Ювелиры, кузнецы, оружейники, медники и стеклодувы славились своим мастерством на весь мир, найденные предметы, изготовленные руками билярских мастеровых, украшают экспозиции и отечественных, и зарубежных музеев.

В 1235 году состоялся курултай (съезд) предводителей монгольских войск Золотой Орды, на котором решается предпринять поход на Запад. И после серьезной его подготовки, в следующем же году, монгольская орда понеслась на Европу. Биляр, наравне с другими булгарскими городами, одним из первых подвергся удару мощных монгольских полчищ. Великий город основательно разрушили и разграбили, множество его жителей уничтожено, уцелевшие бежали. И хотя после этого страшного нападения город не прекратил своего существования, он потерял былую мощь и значение. И постепенно жизнь в городе сошла на нет.

Предпринимались попытки основать новое поселение на другом месте - Балынгузское городище, Билярское III селище. Последнее известно как послемонгольский Биляр.

В середине 17 века на месте бывшего Великого города возникло русское поселение, жители которого постепенно растаскивали камни и кирпичи разрушаемых временем бывших сооружений на свои хозяйственные нужды. Найденные золотые и серебряные украшения продавались или переплавлялись, предметы утвари тоже расходись в неизвестном направлении. Первые официальные раскопки, с целью изучения и сохранения наследства древнего Биляра, начаты только в конце 19 века, а в советские годы в конце 60-х годов 20 века.
В 1992 году на базе раскопок был создан историко-археологический музей заповедник некогда процветающего города Биляра.
Археологические остатки города - Билярское городище, расположены на юго-восточной окраине села Билярск (включая и его юго-восточную половину). Билярское городище входит в состав Билярского государственного историко-археологического и природного музея-заповедника.

Билярское городище.

Городище расположено на ровном плато, понижающемся в направлении реки Малый Черемшан. Поверхность городища пересекают две речки - Билярка и Елшанка (обе - левые притоки реки Малый Черемшан). Городище имеет подквадратную форму, ориентированную углами по сторонам света и состоит из четырёх концентрически вписанных друг в друга частей: цитадели, внутреннего города, внешнего города, посада.
Что осталось на месте Великого города ссегодня?
Билярский комплекс мечети, расположеныйн в пределах цитадели.
Об остатках минарета и портала писал ещё историк В. Н. Татищев. Застал остатки стен, колонн и минарета, сложенного из красного кирпича смешанного с камнем и Н. П. Рычков, посетивший Билярск в 1769. В середине XIX века территория начала распахиваться местными жителями и в 1915 году П. А. Пономарёв и М. Г. Худяков мечети уже не застали -раскопки вскрыли лишь следы фундамента, выложенного из белого камня. В 1971 г. начались полные научные раскопки комплекса по руководством А. Х. Халикова. Со следующего года началось их обследование. С 1976, параллельно с обследованием, началась научная консервация всего комплекса, которая была завершена в 1981.
Здание мечети состоит из двух частей - деревянной и каменной. Первоначально (в период основания города) была построена деревянная часть. Она имела прямоугольную форму (44,5-48×30-32 м) и была вытянута входом на северо-восток, а михрабной нишей на юго-запад к Мекке. Археологами обнаружены следы былой конструкции, фундамента стен, пола и несущих столбов перекрытия - более 650 ям глубиной 0,5-1,5 м и диаметром в 0,5-0,8 м (в некоторых зафиксированы остатки сгнивших деревянных столбов), расположенные в определенном порядке. В середине деревянной части мечети (ближе к юго-западному краю) обнаружена яма подквадратной формы, служившая котлованом водоприемного сооружения, что позволяет предполагать, что в этой части здания существовал открытый дворик.
Каменная часть была пристроена в середине X века, с юго-восточной стороны деревянной части здания. Эта часть, от которой сохранились остатки фундамента в виде известково-щебенистых полос, имела подпрямоугольную форму (41-42×26 м), стены шириной до 1 м, и было сориентировано по сторонам света аналогично деревянной части. Очевидно, что каменная часть мечети представляла собой большой просторный зал с поддерживающими перекрытие колоннами - во внутренней части площади здания прослежены четкие котлованы подквадратной формы (2×2 м) и глубиной 1-1,5 м от 24 колонн. Колонны были расположены симметрично в 6 рядов по 4 колонны в каждом, причем ряды были связаны между собой ленточными фундаментами шириной 1-1,2 м и глубиной до 0,5 м. С наружной стороны юго-восточной стены имеются прямоугольные выступы (1,7×1,4 м) оснований 6 боковых контрфорсов, являющихся продолжением поперечных ленточных фундаментов. На внутренней стороне юго-западной стены обнаружены следы михрабной ниши, имеющей ширину 2,75 м.
Обе сомкнутые вместе части функционировали одновременно. Общая внутренняя площадь строений составляла не менее 2000 м², что позволяет рассматривать билярскую мечеть как одно из крупнейших средневековых зданий в Восточной Европе.
С северо-восточной стороны на расстоянии 1,2-1,5 м исследователями был обнаружен котлован минарета. Он имел прямоугольную форму (9×8 м) и был углублен на 3 м от древнего уровня. Котлован был заполнен рваным белым камнем, среди которого встречались и отдельные архитектурные детали. Дно котлована было утрамбовано и на его поверхности были обнаружены систематично расположенные ямки (расстояние 0,4-0,5 м, диаметр 0,15-0,2 м) от дубовых свай, которые были в среднем углублены на 1 м.
В первой половине X века возле мечети возник некрополь (IV Билярский могильник). Исследования выявили ряд необычных черт его, как то - расположение в центральной части города, специальные погребальные сооружения и парные захоронение, что говорит о том, что там были похоронены представители знати.
К комплексу мечети относится также и так называемый «дом феодала» - здание выявленное раскопками 1971-1973 гг.
Билярский дом феодала.
Расположен в центре городища, в пределах «цитадели» и входит в комплекс соборной мечети. На наличие следов здания указал в 1915 г. П. А. Пономарёв. Полное изучение кирпичного здания проведено в 1971-1973 гг. в ходе раскопок под руководством А. Х. Халикова. Сохранилось на уровне фундамента и оснований стен. Фундамент углублен в котлован на 1,2-1,3 м. Стены «дома феодала» сложены из стандартных полусырцовых и обожженных кирпичей квадратной формы (26×26×5 см) и достигают толщины 1-1,2 м. Кирпичи скреплялись илисто-глинистым раствором с небольшой примесью извести или алебастра. Основная часть здания имела подквадратую форму (11×11 м), ориентированную по сторонам света, и разделялась внутренней мощной (толщина стен опоры до 1,2 м) перегородкой на четыре равные подквадратные комнаты средней площадью около 16 м² каждая, соединенными друг с другом переходами. Наличие мощной внутренней перегородки позволяет предполагать наличие второго этажа с куполообразным перекрытием. Комнаты нижнего этажа были неоднократно оштукатурены, а ближе к полу облицованы известковыми плитками. Здание имело кирпичный пол толщиной в два кирпича (10-11 см) покрытый сверху известково-цементным раствором толщиной 5-6 см.
Вход в здание располагался с юго-восточной стороны и имел два проёма. Вход, очевидно, обрамляла П-образная арка - на расстоянии 1,2 м и 2,1 м от углов здания раскопки выявили наличие полуколонн-пилястров. Пилястры имели прямоугольное основание (1×0,8 м) и уступчато переходили в полуколонны. Перед входом обнаружены следы фундамента крыльца. От крыльца в сторону мечети вела мостовая выложенная из обломков кирпичей и камней.
Юго-западная стена здания у западного угла расширяется в виде выступа. На небольшом расстоянии до начала выступа в стене прослеживается наличие проёма шириной 0,9 м. В районе проёма исследователями выявлены ямы диаметром 30-40 см. По поводу происхождения ям, мнения исследователей разделились. А. Х. Халиков считал, что эти ямы остались от столбов, на которых покоилась балконная терраса второго этажа. С. С. Айдаров и Ф. М. Забирова объясняют происхождение этой серии ям возможным наличием крытой галереи, которая связывало здание с деревянной частью соборной мечети.
Северо-западная стена здания имела сложную конструкцию. Выявлено наличие пристроя криволинейной формы с тонкими стенами (0,5 м) - двух помещений с округленными стенами, где располагался вход на второй этаж и печь связанная с разветвленной системой подпольного отопления здания. Общая печь находилась в северо-западном углу. Основание печи было углублено в пол на 1,2 м, она имела прямоугольную форму (2,5×2 м) и состояла из двух камер - топочной (0,8×0,6 м) и жаронакопительной (1,5×0,9 м). От жаронакопительной камеры отходили два дымоходных канала шириной 35-45 см и достигающих в длину 9 м. От каналов отходили разветвления системы отопления, расположенные как под полом первого этажа, так и ведущие на верхний этаж. Общая протяженность разветвлений системы отопления достигала около 300 м.
Хуже всего сохранилась северо-восточная стена здания. Тем не менее, в этой стене установлено наличие дверного проёма, который выходил в кухонную постройку. Размер пристройки - 3,6×3 м. В пристройке обнаружены две печи (кирпичная печь и каменная печь-жаровня) и колодец.
При раскопках внутренней части здания обнаружены глиняная и стеклянная посуда, украшения из стекла и цветного металла, предметы быта выполненные из железа. Вероятно в этом здании жил служитель мечети. Тем не менее, Э. Д. Зиливинская делает предположение о том, что здание может являться общественной баней.
Предполагается, что здание было построено одновременно со строительством каменной части мечети во второй половине X века. Здание было разрушено в 1236 году - под развалами стен здания обнаружены остатки человеческих костяков.
Билярский «Караван-сарай».
Расположен за пределами внутреннего города Биляра, за южным его углом, недалеко от восточных ворот. Данное место было, известно местным жителям в XIX-нач. XX вв. как «форт», так как оно было обнесено дополнительной системой укреплений. Остатки большого кирпичного здания были отмечены здесь ещё в 1881 г. В. А. Казариновым. В 1928 г. здание было частично вскрыто А. С. Башкировым. Исследовано в 1969-1972 гг. Билярской экспедицией. Были выявлены остатки стен и фундамента кирпичного здания, яма колодца, двор, вымощенный кирпичом, часть укреплений в видечастокола, и, более поздних, вала и рва, окружавших постройку.
Билярская «баня».
Остатки кирпичного здания расположены в северной части цитадели и в 180-200 метрах к северу от комплекса мечети. Выявлены аэрофотосъемками в 1973. Исследованы в 1979—1981 гг. Здание, имеющее систему подпольного отопления, было построено из стандартного булгарского кирпича (26 x 26 x 4,5-5,5 см), имело подквадратную форму (10,4 x 11,6 м), ориентированную по сторонам света. Стратиграфические данные позволяют заключить, что здание было построено не ранее XI века и состояло из двух частей.
Билярский колодец № 1.
Колодец расположен между комплексом мечети и «Домом феодала». Функционировал в XII веке. Был частично открыт и расчищен П. А. Пономарёвым и М. Г. Худяковым во время экспедиции 1915 г. Доскональное исследование проведено экспедицией под руководством А. Х. Халикова в 1972 г. Позднее, в 1973-1974 гг колодец был отреставрирован и подвергнут консервации.
Гончарный квартал.
Выявлен в 1968 г. раскопки производились в 1972, 1974, 1980, 1981 гг. Расположен во внешнем городе. С запада ограничен р. Биляркой, с севера -внутренним валом городища, с востока - старой дорогой, с юга разделен на две части небольшим оврагом. Площадь района ~ 80000-100000 м². Квартал расположен с учётом розы ветров, рядом с месторождениями необходимого сырья (гончарные глины, песок). Раскопками выявлены разнообразные конструкций горнов. Использование для их строительства специального набора кирпичей, расположение мастерских отдельно от жилищ, большая площадь квартала свидетельствуют о высоком уровне гончарного дела в Биляре.
Алхимическая мастерская.
Алхимическая мастерская Биляра, открытая экспедицией археологов Казанского Университета, является старейшей из найденных в Европе.
На улице Арбузова 2 находится историко-археологический музей, в котором можно ознакомиться с ценными экспонатами, найденными при раскопках билярского городища.
Здесь же рядом находится еще один интересный исторический объект – дом-музей А.Е.Арбузова. Это настоящий дом, перевезенный сюда из деревни Арбузов-Баран, в котором родился известный химик. В музее можно узнать интересные подробности о жизни русского ученого. Часть экспозиции музея посвящена другому русскому химику – А.М.Бутлерову, который не только родился в этих местах (село Алексеевское), но и умер здесь же в 1886 году в усадьбе Бутлеровка (ныне с. Большие Полянки). Недалеко от с. Большие Полянки на христианском кладбище находится Часовня со склепом великого русского ученого А.М.Бутлерова, которую тоже можно посетить.
В 5 км от села находится уникальная местная достопримечательность - урочище «Святой ключ». Это родник, который в 9-10 веках был святым местом древних булгар до принятия ими ислама. Сейчас здесь создан религиозный комплекс, предусматривающий места для молитв и отдыха представителей различных религий. Родник расположен в удивительно живописном месте у подножия горы Ху-Джалар-Тау, на которой находилось место поклонения языческому богу булгар Тенгре. С этим местом связано много легенд и у православных, и у мусульман, и у язычников. Одна из легенд рассказывает о девичьей крепости, построенной на вершине горы 40 булгарскими девушками для защиты от войск хана Батыя. Долго держались девушки, но попали все-таки в руки врага. Когда монголы хотели уничтожить отважных воительниц, они превратились в птиц и улетели. Такое вот удивительное место! А на самой горе можно завязать ленточку и загадать самое заветное желание. Говорят, оно обязательно сбудется.

Святой источник городища.
Монумент "Камень желаний"расположен на вершине
горы Хужалар Тавы (Горы господ). К нему ведут 444 ступеньки от Святого источника.

Существует поверье,что ,кто прикоснется к камню рукой и загадат желание,последенее обязательно сбудется.Возможно так и есть.Главное верить и надеяться.


Останки Биляра сегодня.

Городище Булгар расположено в юго-западной части республики Татарстан на левом берегу Волги около современного города Болгар.
Останки Биляра сегодня.


Останки Биляра сегодня.


Город Биляр.

Реконструкция города Биляр.
В центре внутреннего города археологами открыты каменные и кирпичные сооружения: комплекс белокаменной Соборной мечети площадью около 2500 кв. м, двухэтажное «здание феодала», мавзолеи булгарской знати, караван-сарай у восточных ворот, баня, начаты раскопки дворцового комплекса. Все общественные и жилые каменные и кирпичные здания обогревались подпольной системой отопления. Но преобладающим видом жилых построек были срубные наземные дома.


Остатки Муромского городка обнаружены археологами в 8 км от города Жигулевска около села Валы.
Первые поселения появились в этой местности уже в VIII-IX веках. Они принадлежали булгарам.
Муромский городок - условное название крупного булгарского города, появившегося в X веке между современными сёлами Валы и Жигули. Подлинное название города пока остаётся неизвестным. «Муромским» его прозвал один из первых исследователей Самарской Луки П. С. Паллас ещё в XVIII веке, взяв за основу древнерусское слово «муром» - «крепость».Есть и другая версия названия города.По легенде ,русский богатырь Илья Муромец разбил в здешних местах полчища татар.В честь героя и назвали булгарское поселение.
В конце X - начале XIII веков это была большая пограничная крепость Волжской Булгарии, обеспечивавшая безопасность проходивших по Волге торговых путей.
Он был расположен между селами Валы и Жигули.Отсюда брали начало два оврага:Яблоневый-к северному берегу Луки,Сухая Брусяна-к южному.
В XII веке площадь города составляла 150 га, а вместе с пригородами, окрестными селами и слободами свыше 300 га. По оценкам специалистов максимальная численность населения достигала 10 тысяч человек. Город был обнесён двумя линиями укреплений, состоящих из валов и рвов,высотой до 5 метров.Концы валов упирались в ответвления Яблоневого оврага,что имело значительное стратегическое значение.Во время возможой осады город снабжался питьевой водой,так как в верхних отрогах протекало много родников.
В центре города стояла крепость-кремль с внутренним валом.
В центре города находились кирпичные здания, вероятно, бани, и мечети.К центральной части примыкал пригород,где в основном стояли деревянные срубовые дома.
Археологами были обнаружены нижние части стен и фундамент двух зданий,стоящих рядом друг с другом..Материал,из которого они были сделаны-обожженый квадратный кирпич,чередующийся с кусками известкого необработанного камня .Кладка скреплялась известью твердого состава.
Найденные в доме предметы говорили о том,что наснеление города было оседлым с развитой хозяйственной и политической жизнью.Основные занятия –садоводство,скотоводство.Достаточно развиты были торговые отношения со странами Азии.
В 1236 году город был полностью разрушен и сожжён войсками Батыя. Видимо, это был один из первых городов на пути монгольской армии. О его внезапной гибели свидетельствует мощный слой пожарища и находки скелетов погибших горожан с застрявшими в костях наконечниками монгольских стрел. Сожжены были и окрестные села. После этого город никогда не восстанавливался.
Вся Булгария подверглась разорению и опустошению,после чего началось порабощение Руси.Двести сорок лет Золотая орда господствовала на русских землях и только в 1480 году наступило освобождение от татаро-монгольского ига.
Впервые город был описан участниками академических экспедиций XVIII века И. И. Лепёхиным и П. С. Палласом. Сведения о нём также имеются в работеК. И. Невоструева «О городищах древнего Волжско-Болгарского и Казанского царств» (1871 год). Упоминается он и В. Н. Поливановым в «Археологической карте Симбирской губернии» (1900 год).

Первые раскопки Муромского городка были проведены экспедицией Общества археологии, истории, этнографии и естествознания под руководством В. В. Гольмстен в 1923,1928-1929 годах. В начале 1970-х годов работы на городище возобновились, и именно тогда было получено много интересных сведений, позволяющих восстановить картину жизни и смерти обитателей этого поселения.
Поскольку других поселений на этом месте не было, то учёными было сделано немало интересных находок, позволяющих воссоздать жизнь города. Постоянно находят остатки деревянных и каменных пос¬троек, наконечники стрел и копий, посуду и украшения.
Город являлся крупным ремесленным центром на юге Волжской Булгарии. В западной части города находились ремесленные кварталы. При раскопках обнаружены следы плавильных печей, гончарных горнов, медных и ювелирных мастерских.
Помимо ремёсел горожане занимались земледелием и скотоводством. Об этом свидетельствует большое количество найденных костей домашних животных, немало земледельческих орудий: лемехи и резаки плугов, сошники, косы-горбуши, серпы, мотыги. Были найдены следы развития рыболовства: найдены как орудия лова, так и кости рыб, в том числе и осетровых. Благодаря выгодному расположению хорошо была развита торговля. Во время раскопок найдено множество привозных вещей: посуда из Средней Азии, украшения из Византии, пряслица, изготавливавшиеся в древнерусском городе Овруче близ Киева.
Ценной находкой является найденная германская монета динария 11 века, свидетельствующая о существовании торговых отношений Булгарии с Западной Европой.
Но волжские булгары были не единственными, кто населял территорию Самарской Луки... Еще в 5-8 веках здесь жили представители именьковской культуры, следы пребывания которых были найдены на Ош-Пандо-Нерь - самой выдающейся горной вершине Шелехметско-Торновской горной системы. Название этого места переводится с мордовского как «городище горного мыса».
Существует легенда, что обитатели горы создали в ее толще целую сеть разветвленных подземных переходов, выходящих к воде. Также предание гласит, что в давние времена в неприступной крепости на Ош-Пандо-Нерь жила мордовская царица Анна-Патерь. В настоящее время от крепости не осталось никаких следов, однако с горы открывается прекрасный вид на окрестности.
В 2004 году археологами был обнаружен погреб, где были интересные находки: ключ от древнего замка, украшения, а также древние «памперсы» для мальчиков, в виде полой кости с соответствующими отверстиями.
На южной окраине города найдено кладбище, погребения совершались по мусульманскому обряду.
Главной особенностью города является совершенно нетипичная для древней Руси система отопления зданий. Здания состояли из трех отдельных помещений,имеющих особую систему отопления.Дрова были от двух до трех метров. Принцип её действия следующий: к зданиям, построенным из кирпича и известняка, примыкала топка, соединявшаяся магистральным каналом с системой дымоходов, в которых были проложены глиняные трубки. Горячий воздух из топки, проходя по трубам, обогревал не только полы во всем здании, но и специальные каменные диваны. Ученые предполагают, что данная технология была позаимствована у древних римлян. По такому же принципу работают современные «тёплые полы».
В царствовании Ивана Грозного окончательно были отвоеваны средняя и нижняя Волга.По стратегической необходимости стали строиться на берегах Волги города-крепости,способные защитить Русь от незванных «гостей».
В 1586 году была построена Самара,на месте котрой когда-то было становище Ермака Тимофеевича, казачьего атамана, завоевателя Сибири для Русского государства.
Стали укрепляться урочища Самарской луки-Ногайский Ьрод на реке Усе,Ногайский ключ,Рубленый Колок в связи с тем,что ногайские татары кочевавшие от Волги до до Урала и от Каспиского моря до Камы,перешли к оседлой форме жизни.
В конце 16 века Самарская Лука стала заселяться предками современных коренных жителей-чувашами и мордвой.Появились на карте новые чувашские деревни-Брусяны,Кармалы,Чувашский Бугор.
В 17 веке обживаются чувашские села-Аскулы,Березовый Солонец.Зарождаются мордовскте села-Бахилово,Шелехметь,Торновое.
Среди русских поселений-село Рождествено,деревня Выползово,около Усолья,Жигулевка,Рязань,Переволокская слобода.
Летом над Волгой напротив Яблоневого оврага можно наблюдается удивительное явление . Над водой постепенно возвышается белокаменное городище, расположенное на зеленом острове и окруженного горами… Круглый город окружен белыми каменными стенами, в центре города - роскошные дворцы и Соборная мечеть, возвышающаяся до небес. Город целиком в минаретах со сверкающими полумесяцами… Качаясь на волнах миража, они рассыпают по голубой глади Волги свои изумрудные лучи. На окраине города расположились высокие каменные дома, но они пусты, там никто не живет, город мертв…Этот безлюдный,мертвый город - булгаро-татарский Муромский городок, который из исторического превратился в город-призрак

Опубликовано: 2019-06-24 10:01:54
Количество просмотров: 74
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии