Последний визит: 2020-07-07 17:08:32
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

Часть 16.Домонгольская Волжская Булгария.Формирование феодального государства.Барадж.История город Булгар до нашей эры и после

Часть 16.Домонгольская Волжская Булгария.Формирование феодального государства.Барадж.История город Булгар до нашей эры и после завоевания Золотой Ордой.

В домонгольской Волжской Булгарии, как и в большинстве раннегосударственных образований, существовало обложение свободного населения разными государственными повинностями. Государственной формой эксплуатации местного населения являлось и возведение не только мощных систем укреплений вокруг крупнейших городов, но и пограничных «засечных черт».
Засе́чная черта́ - система оборонительных сооружений, применявшаяся с XIII века на Руси и получившая особое развитие в XVI-XVII веках на южных границах Русского царства для защиты от нашествия монголо-татарских и крымских войск, а также в качестве опоры при наступлении на противника. Наиболее мощной фортификационной линией являлась «Большая засечная черта», которая входила в общую систему обороны Российского государства и состояла из укреплённых городов-крепостей (в 1630 году их насчитывалось свыше сорока), собственно засечной черты в полосе между Мещёрскими и Брянскими лесами, тыловой линии по течению реки Оки и поселений засечной стражи.

М. Пресняков. Засечная черта. Южный рубеж. 2010 г.

В Х-ХШ вв. в Булгарии оформляются раннефеодальные отношения с двумя формами эксплуатации - государственной и частновладельческой. Причем первая форма преобладала.
Ибн Фадлан в своих дневниках писал, что булгары зависели от правителя государства, наместников отдельных областей и знати, но здесь не существовало закрепощения крестьян частными лицами - феодалами. Каждый, кто работал на земельном участке, распоряжался урожаем самостоятельно, выплачивая при этом ежегодный натуральный налог в пользу государства. Кроме того, местная феодальная знать эксплуатировала крестьян из марийских, мордовских и удмуртских племен. Они были обременены данью и управлялись наместниками из Волжской Булгарии, которые содержали на их территории свои дружины.

Волжская Булгария – классический образец раннефеодальной монархии. До середины Х в. государство возглавлялось эльтебером(титул автономного, но вассального по отношению к верховной власти правителя в древнетюркской иерархии), подчинявшимся хазарскому правителю. Титул известный в Хазарском каганате, где его носил и правитель Волжской Булгарии — Балтавар.



Итак,еще раз ,напомним,что,на рубеже IX – X вв. в среднем течении Волги в 30 км от впадения в нее Камы сформировалось одно из первых в Восточной Европе государств – Волжская Булгария.

ОБРЯД ПОХОРОН В ДРЕВНЕЙ БУЛГАРИИ .




В Х веке столицей булгарского государства становится город Великие Булгары (Булгар). Булгарские цари устанавливают связи с Арабским халифатом. Главным символом Булгарии становится – «Барадж»-Дракон. Он фигурирует на многих археологических находках. И, как доказали исследования ученых, этот символ и был гербом государства Волжская Булгария. Впоследствии, как бы обеспечивая преемственность поколений и народов, этот символ в XVII веке стал и гербом города Казань. В дальнейшем гербы трансформировались, но неизменным оставался символ – дракон –Баррадж.

Барадж-Дракон.
Булгарский Барадж на гербах английских лордов.


Археологические находки.

Казанский Барадж.

Современный герб Казани.
Первые сведения о булгарских племенах дает Ибн Руста. Он сообщает, что «Булгаре делятся на три отдела: один зовется берсула, другой эсгель, а третий - булгар».

Часть 17.Особенности зарождения Булгарского государства глазми Ибн Руста. Вятичи.
Ибн Руста восточный учёный-энциклопедист 1-й половины X века. По происхождению перс, уроженец иранского города Исфахана. Жил, вероятно, в государстве Саманидов.

Ибн Руста.
Автор энциклопедии- «Книга драгоценных ожерелий», составленной в 903-925 гг. До наших дней сохранился только седьмой том, посвящённый астрономии и географии.Вот интересные отрывки из этой книги,рассказывающие о жизни наших далеких предков.

… Между страной печенежской и страной славянской 10 дней пути. Идешь к стране славян по степям, бездорожью, через источники вод и густые леса, пока не придешь в их страну. Страна славян - равнинная и лесистая, и они живут в ней. У них нет ни виноградников, ни пашен. Есть у них подобие больших бочонков, сделанных из дерева, и в них - улей для пчел и меда. Из одного большого бочонка получается 10 кувшинов меда. Они - народ, который пасет свиней, как овец.
Когда кто-то из них умирает, его сжигают на огне, а их женщины, если кто-то умер, ранят себе ножом руки и лицо. На другой день после сожжения этого умершего они идут к нему, берут пепел с этого места, кладут его в глиняный сосуд и ставят на холм. Когда проходит год после того, как он умер, они берут 20 больших бочонков меда, менее или более того, и направляются к тому холму, собираются родственники умершего, едят там и пьют, затем расходятся. Если умерший имел трех жен, и одна из них утверждает, что была его любимой, то устанавливает она около умершего два деревянных столба, укрепляют их в земле, затем кладут на их вершины другой столб, подвешивают в центре веревку, один конец которой привязывается к шее, и она становится на подставку. Когда она это сделает, подставку выбивают из-под нее, и она остается повешенной, пока не задохнется и не умрет. Когда же умрет, то ее бросают в огонь и сжигают. Все они - почитатели огня.
Сеют они более всего просо. Когда наступает срок жатвы, берут они зерна проса в ковш, поднимают его к небу и говорят: "О, Господи, ты, который даешь нам пищу, дай ее нам в изобилии!".
У них есть разные виды лютней, гуслей и свирелей. Длина их свирели — 2 локтя; на их лютнях 8 струн. Напитки у них из меда. Они радуются во время сжигания умершего, считая, что радуются ради милосердия их бога над ними. У них нет вьючных лошадей, кроме небольшого числаэтих животных, и нет верховых лошадей, кроме как у высокопоставленного лица. Их оружие - дротики, щиты и копья, а другого у них нет.
Их глава коронуется, и они подчиняются ему и действуют по его распоряжениям. Его местопребывание - в середине страны славян. У этого владыки есть верховые животные, а пища у него никакая другая, кроме как выдоенное из них молоко. У него есть хорошие драгоценные кольчуги.Город, в котором он живет три дня в месяц там бывает торг, там продают и покупают.
В их стране холод настолько силен, что каждый человек выкапывает себе подобие ямы под землей, затем делает над ней островерхую крышу из дерева, как на храме, затем покрывает эту крышу землей. В этот погреб приходит человек с семьей и приносит дрова и камни. Затем разводит огонь и раскаляет камень на огне докрасна. Когда камень раскалится сильно, его обливают водой, так что распространяется пар, и нагревается жилье до того, что снимают одежду. В таком жилье остаются они до весны.
Правитель ежегодно объезжает их. И если у кого-то из них есть дочь, то царь отбирает себе по одному из ее платьев ежегодно. А если сын, то также берет по одному из его платьев. Если у кого-то нет ни сына, ни дочери, то отбирает себе платье жены или наложницы. Если царь поймает в своей стране вора, то приказывает удушить его или отдать под надзор одного из правителей в отдаленной части страны.»
(Перевод Т.М. Калининой: Ибн Руста. С. 143-145)

Славяне глазами Ибн Руста.

***
Упоминаются булгарские племена и у персоязычного писателя Худуд ал-Алама в географическом трактате -«Границы мира с востока на запад»,написанном в 982 году : «бахдула, ишкиль и булгар». посвящалось произведение эмиру Гузганана (на территории северного Афганистана) Абул-Харису Мухаммаду бин Ахмаду ал-Фаригуни. С оригинального манускрипта в 1258 году была снята копия, которую в 1892 году обнаружил в Бухаре русский ориенталист, капитан А. Г. Туманский.


Булгары.
***
После разгрома тюркских войск киевским князем Светославом (князь новгородский в 945-969 годах из рода Рюриковичей, великий князь киевский с 945 по 972 год, прославленный полководец) в 965 году Волжская Булгария становится экономически и политически свободным государством.


Булгары начинают свою экспансию на земли вятичей, которые проживали в верхнем течении Оки. Эта река была важным торговым путем. Контроль над ней позволил бы получать огромные прибыли. Тюркским племенам удалось установить тесные торговые связи с вятичами, которые не ослабли даже после установления над ними киевского протектората .
***
Столица вятичей Виндебож занимала господствующее положение на Дунае. Римляне не раз пытались завладеть этой крепостью. В 167 - 180 гг. н.э. римский император Марк Аврелий осаждал Виндебож, но не смог им овладеть, и в 180 г. н.э. умер под его стенами.
Распространяясь к северо-востоку от Дуная, венды - венеды (они же вятичи) к VI - VII вв. заселились на равнинах по Днестру, Днепру и далее по Дону и Оке. По сути дела, славянские племена стали наследниками скифов, ассимилировав местных аборигенов и сохранив племенные ареалы.
Киевская Русь сложилась из множества народностей (племен). Это поляне, древляне, вятичи, кривичи, дреговичи, радимичи, словене, северяне и др.
Одним из основных племен Киевской Руси были вятичи, потомки вендов - венедов. В пределах Скифии от Приднепровья до Волги они оказались великим племенем, основавшим великое русское государство.
Освоившись в Приднестровье и Приднепровье, вятичи в VII - IX вв. распространились на северо-восток, и в течение короткого времени земли к северо-востоку от Киева стали землями вятичей.
Пронск, Козельск, Брянск, Рязань, Москва, Ярославль, Владимир, Суздаль, Вятка - центры миграции вятичей.
Вятичи дольше всех восточных славян сохранили свое племенное имя. Даже сохранилось имя вождя вятичей - ВЯТКО.
***

1- кавалерист волжских булгар; 2- воин-кипчак; 3 -знатная печенежка.

Часть 18.Расцвет Волжской Булгарии.Князь Владимир.Развититие литературы ,науки,строительного дела.Принятие Владимиром христианства.
Именно с принятием ислама Волжская Булгария становится частью мусульманского мира, позволяющее установить тесные экономические и торговые связи с другими восточными странами. Данные археологии свидетельствуют о том, что после принятия ислама значительно вырос уровень грамотности населения, появились ученые, историки, медики, юристы и богословы. Это было обусловлено введением арабского письма вместо тюркских рун. Ислам способствовал политической консолидации его народов, развитию экономики и культуры государства: возникали новые города, были введены собственные денежные единицы. Болгарские купцы совершали торговые экспедиции в глубь прикамских лесов, поддерживали тесные торговые связи с Хорезмом,Русью.
В 985 году князь Владимир организовал военный поход на волжских булгар. Поход не принес ему победы. В том походе схватились дозоры и в бою были захвачены в плен несколько человек. Дядя Владимира со стороны матери Добрыня посоветовал заключить мир с булгарами и двинуться на мордву. И князю удалось подписать с булгарами очень важный для Киева договор о мире и торговле: булгары после принятия ислама установили тесные связи с арабским миром, и эти связи очень интересовали русских.
Вернувшись из похода, Владимир установил на киевских холмах идолов, совершил торжественное жертвоприношение богу Перуну и, как говорят, даже спровоцировал убийство двух варягов-христиан.
Вот что пишет Л.Н.Гумилев о походе Владимира в 985 году: «Началась большая война с камскими болгарами и хазарами. Война с камскими болгарами, несмотря на поддержку конного отряда гузов (торков), была неудачна. После «победы» глава похода, дядя Владимира по матери Добрыня, принял странное решение: обутые в сапоги болгары дань давать не будут: надо искать лапотников. С Булгаром был заключен вечный мир, т.е. правительство Владимира признало самостоятельность Камской Болгарии».Это значит, что Владимир не закрепил успех Святослава и не смог присоединить земли булгар к Киеву.
В 988 году Владимир был вынужден вновь пойти против «побежденных» булгар, чтобы условия мира соблюдались: русским купцам был нужен выход на волжский путь.
В 988 году Владимира принял христианство. Этот выбор был отчасти продиктован брачными соображениями: Владимир просил руки царевны Анны, сестры Базилевса, на которую он не мог бы претендовать, оставаясь язычником.

Князь Владимир Великий.
Это дата знаменует собой начало тесных взаимоотношений между двумя государствами. Кроме того, подписав этот договор, Владимир отказался от претензий на Волжский торговый путь. «Вечный мир» – значительное достижение булгарской дипломатии, так как основой экономики этой страны являлиз ась именно торговая деятельность.
После заключения договора к Владимиру прибыло посольство из Волжской Булгарии . В русских летописях упоминаются послы с Поволжья (бохмичи -т.е. магометане), которые приходили к Владмиру Святославовичу в 986г. в Киев и предлагали принять ему ислам. Но Владимиру (язычнику) не понравилось в магометанстве "запрет на питие" и запрет на употребление "свиных масс", поэтому он через 2 года принял православие и крестил Киев.
В летописи так и сказано “Веселие Руси есть питие, без пития Руси не быти”.
.
Следует отметить, что после поражения языческой реформы князь находился в поиске оптимальной религии. Главный выбор стоял между византийским христианством и исламом, который исповедовала Волжская Булгария. Религия, по мнению Владимира, была призвана консолидировать общество и увеличить значение Руси на международной арене, поэтому он отказался от предложения посольства и принял христианство византийского толка. Но не сразу ,а через некоторое время ,все взвесив и продумав до мелочей.
После разговора с греческим проповедником ,Владимир, по преданию, созывает бояр и городских старцев и говорит им, что приходили проповедники от разных народов, каждый хвалил свою веру; напоследок пришли и греки, хулят все другие законы, хвалят свой, много говорят о начале мира, о бытии его, говорят хитро, любо их слушать, и о другом свете говорят: если кто в их веру вступит, то, умерши, воскреснет и не умрет после вовеки, если же в другой закон вступит, то на том свете будет в огне гореть.
Христианство было уже давно знакомо в Киеве вследствие частых сношений с Константинополем, который поражал руссов величием религии и гражданственности. Купцы и прочие торговые люди,часто посещающие Константинополь, вернувшись на родину с горестью смотрели на бедное русское язычество и превозносили веру греческую,то есть –христианскую. Речи их имели впечатляющую силу. Владимиру не нужно было посылать бояр изведывать веры разных народов: не один варяг мог удостоверить его о преимуществах веры греческой перед всеми другими. Митрополит Иларион ни слова не говорит о посольствах для изведывания чужих верований,так как и без этого Владимир постоянно слышал о Греческой земле, сильной верою, об особенностях тамошнего богослужения. А бояре, которых Владимир посылал в Грецию,все в один голос утверждали: "Мы не можем забыть той красоты, которую видели в Константинополе; всякий человек, как отведает раз сладкого, уже не будет после принимать горького; так и мы здесь в Киеве больше не останемся".
Эти слова находили подтверждение и между городскими старцами, и между теми из бояр Владимира, которые не бывали в Константинополе - у них было свое туземное доказательство в пользу христианства: "Если бы дурен был закон греческий, - говорили они, - то бабка твоя Ольга не приняла бы его; а она была мудрее всех людей". Есть еще одно обстоятельство: Владимир был взят из Киева малолетним и воспитан в Новгороде, на севере, где было сильно язычество, а христианство едва ли знакомо; он привел в Киев с севера смешанное народонаселение - варягов, славян новгородских, чудь, кривичей, всеревностнейших язычников, которые своим прибытием легко дали перевес киевским язычникам над христианами, что и было причиною явлений, имевших место в начале княжения Владимирова. Но время взяло свое: ближайшее знакомство с христианством, с Грецией, путешествия купцов и прочих в Константинополь, должны были ослабить языческую ревность и склонить дело в пользу христианства. Таким образом, все было готово к принятию новой веры, ждали только удобного случая: "Подожду еще немного", - говорил Владимир, по свидетельству начального летописца киевского.
Удобный случай представился в войне с греками. Предание тесно соединяет поход на греков с принятием христианства.
Владимир спросил у бояр: "Где принять нам крещение?" Те отвечали: "Где тебе любо". И по прошествии года Владимир выступил с войском на Корсунь.
Корсунцы затворились в городе и крепко отбивались, несмотря на изнеможение. Владимир объявил им, что если они не сдадутся, то он будет три года стоять под городом. Когда эта угроза не подействовала, Владимир велел делать вал около города, но корсуняне подкопали городскую стену и уносили присыпаемую русскими землю к себе в город. Русские сыпали еще больше, и Владимир упорно стоял у стен Корсуни.
Тогда один корсунянин именем Анастас пустил в русский стан к Владимиру стрелу, на которой было написано: "За тобою, с восточной стороны, лежат колодцы, от них вода идет по трубе в город, перекопай и перейми ее". Владимир, услыхав об этом, взглянул на небо и сказал: "Если это сбудется, я крещусь".
Владимир тотчас велел копать против труб, вода была перехвачена; херсонцы изнемогали от жажды и вынуждены были сдатся. Владимир вошел в город с дружиною и послал сказать греческим императорам Василию и Константину: "Я взял ваш славный город; слышу, что у вас сестра в девицах; если не отдадите ее за меня, то и с вашим городом будет то же, что с Корсунем". Испуганные и огорченные таким требованием, императоры велели отвечать Владимиру: "Не следует христианам отдавать родственниц своих за язычников; но если крестишься, то и сестру нашу получишь, и вместе царство небесное, и с нами будешь единоверник; если же не хочешь креститься, то не можем выдать сестры своей за тебя".
Владимир отвечал на это царским посланным: "Скажите царям, что я крещусь; и уже прежде испытал ваш закон, люба мне ваша вера и служенье, о которых мне рассказывали посланные нами мужи". Цари обрадовались этим словам, умолили сестру свою Анну выйти за Владимира и послали сказать ему: "Крестись, и тогда пошлем к тебе сестру". Но Владимир ответил: "Пусть те священники, которые придут с сестрою вашею, крестят меня". Цари послушались и послали сестру свою вместе с некоторыми сановниками и пресвитерами.Анне очень не хотелось идти: "Иду точно в полон, говорила она, лучше бы мне здесь умереть". Братья утешали как могли бедную девицу,но политика требовалп свое: "А что если бог обратит тобою Русскую землю в покаяние, а Греческую землю избавит от лютой рати; видишь, сколько зла наделала Русь грекам? И теперь, если не пойдешь, будет то же". И все-таки уговорили ее. Анна села в корабль, простилась с роднею и поплыла с горем в Корсунь, где была торжественно встречена жителями. В это время, продолжает предание, Владимир разболелся глазами, ничего не мог видеть и сильно тужил по этому поводу.Тогда царевна сказала ему: "Если хочешь исцелиться от болезни, то крестись поскорей; если же не крестишься, то и не вылечишься". Владимир сказал на это: "Если в самом деле так случится, то поистине велик будет бог христианский", и объявил, что готов к крещению.
Епископ корсунский с царевниными священниками, огласив, крестили Владимира, и когда возложили на него руки, то он вдруг прозрел; удивясь такому внезапному исцелению, Владимир сказал: "Теперь только я узнал истинного бога !" Видя это, и из дружины его многие крестились. После крещения совершен был брак Владимира с Анною.
Владимир вышел из Корсуня с царицею, взял с собою Анастаса, священников корсунских, мощи св. Климента и Фива, сосуды церковные, иконы, взял два медных истукана и четыре медных коня; Корсунь отдал грекам назад в вено за жену свою, по выражению летописца. По некоторым известиям, в Корсунь же явился ко Владимиру и митрополит Михаил, назначенный управлять новою русскою церковию, - известие очень вероятное, потому что константинопольская церковь не могла медлить присылкою этого лица, столь необходимого для утверждения нового порядка вещей на севере.
По возвращении в Киев, Владимир прежде всего крестил сыновей своих и людей близких. Вслед за тем велел ниспровергнуть идолов. Ниспровержением прежних предметов почитания нужно было показать их ничтожество. Это средство считалось самым действительным почти у всех проповедников и действительно было таковым. Кроме того, ревность новообращенного не могла позволить Владимиру удержать хотя на некоторое время идолов, стоявших на самых видных местах города и которым, вероятно, не переставали приносить жертвы; притом, если не все, то большая часть истуканов напоминали Владимиру его собственный грех, потому что он сам их поставил.
Из ниспровергнутых идолов одних рассекли на части, других сожгли, а главного, Перуна, привязали лошади к хвосту и потащили с горы, причем двенадцать человек били избиты палками: это было сделано, прибавляет летописец, не потому, чтобы дерево чувствовало, но на поругание бесу, который этим идолом прельщал людей: так пусть же от людей примет и возмездие. Когда волокли идола в Днепр, то народ плакал; а когда Перун поплыл по реке, то приставлены были люди, которые должны были отталкивать его от берега, до тех пор пока пройдет он все пороги.
Затем приступили к обращению киевского народа; митрополит и священники ходили по городу с проповедью. по некоторым, источникам, и сам князь участвовал в этом деле. Многие с радостью крестились; но больше было тех, которые не соглашались на христианство. Одни не хотели креститься не по причине сильной привязанности к древней религии, но колебались точно так же, как, по преданию, колебался прежде и сам Владимир. Другие же не хотели креститься по причине сильной привязанности к старой вере. Видя это, князь употребил средство посильнее: он разослать указ по всему городу, чтоб на другой день все некрещеные шли к реке, кто же не явится, будет противником князю.
Услыхав этот приказ, многие согласились креститься, это именно те, которые прежде медлили по нерешительности, колебались,не понимая превосходства новой веры перед старою. Естественно, они должны были полагаться на то, что христианство уже принято за основную религию властью: "Если бы новая вера не была хороша, то князь и бояре не приняли бы ее", - говорили они. Некоторые шли к реке по принуждению, некоторые же ожесточенные приверженцы старой веры, услышав строгий приказ Владимира, бежали в степи и леса. На другой день после объявления княжеского приказа, Владимир вышел со священниками царицыными и корсунскими на Днепр, куда скопился весь народ. Все вошли в воду и стояли одни по шею, другие по грудь; несовершеннолетние стояли у берега, семейные держали на руках младенцев, а крещеные уже бродили по реке, вероятно, уча некрещеных, как вести себя во время совершения таинства. В это время священники на берегу читали молитвы.
Так в Руси основополагающей религией с 988 года стало-христианство.
В 1006 году между Русью и Волжской Булгарией был заключен торговый договор: булгарские купцы могли беспрепятсвенно торговать на Волге и Оке, а купцы Руси — в Булгарии.
Русь интересовала булгар как рынок сбыта и своих товаров, и товаров, привозимых с Востока. В свою очередь, Русь была заинтересована в Булгарии в не меньшей степени, о чем говорит существование в булгарской столице русской колонии. Как доказательство - находки крестов из камня, иконок, каменных образков, различных бытовых предметов. Русские иконки и крестики не могли быть куплены булгарами, так как являлись предметами христианского религиозного культа и могли принадлежать исключительно христианам, то есть русским, постоянно жившим в городе Булгаре.
В 1006 году договор между Киевской Русью и Волжской Булгарией был перезаключен на новых условиях. «Прислали болгары (волжские) послов с дары многими, дабы Владимир позволил им в городах по Волге и Оке торговать без опасения, на что им Владимир охотно соизволил. И дал им во все грады печати, дабы они везде и во всем вольно торговали, и русские купцы с печатями от наместников в Болгары с торгом ездили без опасения: а болгарам все их товары продавать во градах купцом и от них купить, что потребно, а по селам не ездить тиуном, вирникам, огневщине и смерди не продавать и от них не купить».
Договор дошел до нас в передаче В. Н. Татищева ,но некоторые историки подвергли его достоверность сомнению.

Часть 19.Развитие литературы и науки в Волжской Булгарии. Тадж эд Дина ибн Юнуса аль Булгари. Мохаммед-Гали ибн Мирхуджа. Абдул Аля Хамид ибн Идрис аль Булгари. Якуб ибн Нугман аль Булгари.

С арабо-персидской литературой в Волжскую Булгарию проникали достижения передовой средневековой науки - математики, механики, астрономии, географии, алхимии, медицины и других .
Ярким примером является, в частности, трактат булгарского ученого конца XII - начала XIII века Тадж эд Дина ибн Юнуса аль Булгари «Великое противоядие». Табинекоторое время , (врач, лекарь), фармаколог. Жил в городе Мосуле (Ирак). Сведения о “Ат-Тирйак ал-кабир” включены в каталог рукописей “Библиотеки Меджлиса Сина” в Тегеране. Там в сборнике выдающегося табиба Закарии Рази находится его труд. Последние годы Тадж Ад Дин Аль Булгари провел в городе Мосуле (Ирак). Известные произведения ("Великое противоядие" нач. XIII в.);
("Возможности лекарственных трав"). Рукопись "Великое противоядие" находится в библиотеке Сената Ирана, в городе Тегеране. Она была переведена и издана в 1997 году в Казани.

Возведение грандиозных укреплений, строительство монументальных кирпичных зданий и городских коммуникаций в булгарских городах требовало надежных знаний механики и практической математики. Развитие торговли способствовало раннему приобщению булгар к восточной системе мер и весов, развитию знаний в астрономии и географии.
Наивысшего расцвета булгарская литература и науки гуманитарного цикла достигают в начале XIII века.
Знаменитые представители литературы- Мохаммед-Гали ибн Мирхуджа(псевдоним-Кул Гали) и богословия -Абдул Аля Хамид ибн Идрис аль Булгари, истории -Якуб ибн Нугман аль Булгари и др.
Выдающимся памятником не только булгарской, но и мировой литературы является поэма Кул Гали «Кысса и Июсуф» - первое сюжетное яркое, своеобразное произведение средневековой Булгарии, вместившее в себя богатство восточной литературы и народной устной поэзии, написанное в 1233 году .Поэма предстает воплощением идеи гуманизма, общечеловеческих поисков идеала красоты, благородства.
Краткое содержание поэмы: «Одиннадцатилетний сын пророка Йакуба Йусуф видел во сне, как солнце, луна и одиннадцать звезд сошли с неба и поклонились ему. Отец истолковал это так - Йусуфа ждут царство и пророчество, а одиннадцать его братьев будут служить ему. Приемная дочь Йакуба подслушала это и рассказала братьям Йусуфа. Обуреваемые завистью старшие братья решили не допустить этого - поклялись убить любимца отца. Заинтересовав младшего брата рассказами о прелестях степи и уговорив отца отпустить с ними брата, они увели его и попытались убить, но по совету более жалостливого Йахуды, связав ему руки и ноги, бросили в колодец. А рубашку окропили кровью ягненка и показали отцу как доказательство того, что Йусуфа съел волк.
Мимо колодца проходил караван, купец Малик Дугр отправил своих слуг за водой, и они извлекли из колодца юношу-красавца, от которого Малик был в восторге. Вскоре к колодцу подошли братья Йусуфа и потребовали у купца его выдачу. Купец изъявил желание купить их «раба», и братья продали его за восемнадцать мелких монет.
Дочь царя Магриба Зулейха увидела во сне красавца Йусуфа и влюбилась в него. Рассказала об этом отцу Таймусу, лишилась сна, отказывалась от еды. Через год снова увидела сон, но юноша лишь ответил: «Я - твой, ты - моя». Проходит год, и на мольбу девушки: «Кто же ты, где твоя обитель?» - юноша отвечает: «Я - царь Египта, если хочешь меня видеть, приезжай в Египет». Но он предупреждает: «Не спеши, в этом деле прояви терпение, лишь терпением достигается цель».
Но Зулейха не послушалась. Рассказала отцу о своем третьем сне и просила выдать ее за царя Египта. Состоялась переписка Таймуса с царем Египта Кытфиром (Потифаром, или Пентефреем - по Библии). Тот выразил готовность принять дочь царя Магриба. Таймус отправляет свою дочь с богатым приданым. Но Зулейху ждет жестокое разочарование: вместо ожидаемого красавца она видит перед собой совершенно незнакомого мужчину, но по совету своих служанок вынуждена согласиться со своей участью. И вот доходит до них слух о баснословно дорогом рабе, которого выставил на торги купец Малик. Увидев его, Зулейха теряет сознание. Очнувшись, она требует у слуг, какая бы цена ни требовалась, купить его для нее, ибо узнает в нем героя своей мечты, которого она видела во сне. Кытфир покупает раба-красавца ценою всей своей казны и вручает его Зулейхе со словами: «У нас нет ребенка, пусть же он будет нашим сыном».
Зулейха оказывает юноше такие почести, каких не видел сам правитель: каждый день облачает его в новое платье, сама плетет его волосы в косы и т.д. И, наконец, открывает ему свою тайну, признается в страстной любви. Юноша держится стойко и отвечает достойно: «Азиз принял меня в сыновья, как я изменю отцу!».
Зулейха в отчаянии раскрывает свою тайну кормилице. Та советует построить дворец-ловушку, который должен захватить воображение юноши, и он должен покориться желанию своей госпожи.
По велению Кытфира был построен дворец, в котором были посажены серебряные деревца, на их ветках сидели золотые птицы. Между колоннами стоял золотой конь, у основания колонн находились серебряные статуи быков. Зулейха велела позвать Йусуфа. Юноша был очарован таким зрелищем и задал вопрос: «Почему нет рядом с госпожой Азиза?». Царица признается, что дворец она построила для Йусуфа и начинает перечислять его достоинства. Она ярко и детально описала внешнюю и внутреннюю красоту юноши. После опаляющих признаний красавицы герой был на грани падения. Но донесся свыше глас Бога, и показалась тень отца. Джигит взял себя в руки и побежал. Зулейха погналась за ним. У двери их застал Кытфир. Оправдываясь перед ошеломленным супругом, Зулейха всю вину свалила на Йусуфа. В конце концов, она добилась заточения юноши в зиндан, в котором он просидел двенадцать лет.
За это время Кытфир умер, его место на престоле занял его брат Мелик Реййан. Обвиненные в заговоре против него, хлебодар и виночерпий попадают в зиндан. Они оба видели сны, которые были истолкованы Йусуфом как добрая весть виночерпию об освобождении и печальная весть хлебодару о казни. Предсказание сбылось.
Однажды и правителю Египта приснился тревожный сон. Во сне он видел семь тучных и семь тощих колосьев. Последние уничтожили первых. Потом видел царь семь тучных и семь тощих коров. Последние проглотили первых. Толкователи снов не могли дать никаких объяснений. Виночерпий вспомнил о Йусуфе и рассказал об этом царю. Он послал его в зиндан. Йусуф истолковал сон как предстоящие семь урожайных лет, после которых наступят семь лет засухи. Реййан приказал освободить Йусуфа из заточения и приехал со своей свитой встречать его. Йусуф отказался от свободы, пока не освободят всех узников. Реййан освободил всех, потом уступил трон Йусуфу со словами: «Царства ты достойнее меня, все вы повинуйтесь ему».
Встал вопрос о везире. Бог через архангела Джабраила повелевает Йусуфу выйти в путь и первого встречного сделать везирем. Им оказался человек невзрачного вида, бедняк - его Йусуф сделал везирем. Вначале он сильно колебался, но Джабраил дал знать, что этот бедняк, будучи младенцем, свидетельствовал перед Кытфиром о невиновности Йусуфа, когда Зулейха обвиняла его в измене. Везир под стать Йусуфу оказался мудрым.
Однажды герой встречает у дороги изможденную женщину, которая оказалась Зулейхой. Он, потрясенный, спрашивает: «Где твой тонкий стан, восхитительная красота?». Женщина отвечает: «Все это - страсть к тебе. Ничего не осталось из богатства и власти, не исчезают, однако, любовь и страдание». Джабраил прошелся крылом по лицу Зулейхи, к ней вернулись молодость и былая красота. Герой и героиня сыграли пышную свадьбу, прожили счастливую жизнь, вырастив 12 сыновей.
Йусуф предпринял энергичные меры, чтобы подготовить страну к засухе, построил амбары, накопил запасы и при наступлении засухи велел больше не сеять зерна.
Засуха охватила и Ханаанскую землю, родину Йусуфа. Йакуб отправил своих сыновей в Египет, чтоб те попросили хлеба у справедливого египетского царя. Йусуф принял своих обидчиков приветливо, щедро одарил хлебом, но не раскрыл себя. К следующему приезду построил дворец, на стенах которого изобразил сцены глумления братьев над ним. Это - испытанный прием в мировой литературе. Вспомним Гамлета, который разыграл на сцене преступление своего дяди и наблюдал за его реакцией на спектакль. Йусуф прикидывался непонимающим языка «гостей», объяснялся через переводчика. А те передавали друг другу: «Это - о наших неблаговидных делах» и лишились аппетита. Йусуф перевел их в другой зал. В этот приезд по просьбе Йусуфа они привели с собой единоутробного брата его Вениамина, состоялась их тайная встреча. Йусуф обещал брату придумать способ оставить его при себе. Он положил в его воз свой золотой кубок, потом организовал обыск, и кубок «обнаружили» в возе Вениамина. Правитель Египта задержал его как «пойманного вора» и «арестовал». Один из братьев также остался в Египте. Йакуб в неприятном сообщении узрел возможную радость и произнес: «Бог даст, трех сыновей увижу вместе».
В третий приезд Йусуф вынул из шкатулки расписку, написанную братьями при продаже его в рабство, где были перечислены три злостные привычки продаваемого: «лжец, беглец и вор». Те долго отпирались, что не понимают о чем речь, потом стали признаваться, что у них в самом деле был один раб - все это, мол, о нем. Йусуф жестко их разоблачил, велел завязать им глаза и грозился отрубить каждому одну руку, потом повесить «за шею». Братья стали умолять его о пощаде ради многострадального отца, и Йусуф заплакал, велел развязать глаза, те с удивлением признали в правителе Египта своего брата, бросились в объятья друг другу.
В следующий раз братья привезли отца. Йусуф представил ему свою жену Зулейху и двенадцать своих сыновей.
Йакуб, предчувствовав близкую кончину, вернулся в Ханаан. Сюжет завершается кончиной героев: сперва умирает Зулейха. Поэт подчеркивает: «Йусуф не стал снова жениться, жил заботой о детях». Потом скончался Йусуф.»
Другое произведение Кул Гали летописный свод "Хон китабы".Краткое содержание одного отрывка этого произведения: ЛЕГЕНДА О ПРОИСХОЖДЕНИИ НАЗВАНИЯ «КЫПЧАК»
В 1152 г. одна часть орды Атрака была направлена Колыном на Ярославль (русский князь не выплатил вовремя дань за владение Джиром - областью Верхней Волги). Чуть раньше (в 1150 г.) сыновья Атрака Хонджак (Кончак) и Тертер (Типтяр) с другой частью орды и с субой Ялчика отправились в поход на Византию (византийцы обидели караимских купцов). Юный Хонджак в 1155 г. переправился через Сулу (Дунай) и разграбил часть территории Улаг-Болгара, после чего вновь переправился обратно и укрылся в субакале дожидавшегося его Ялчика. Византийский отряд, попытавшийся взять булгарский табыр, был наголову разбит (историки датируют это событие то 1152, то 1154-1156 гг.). Правда, прикрывавший отход Хонджака за Дунай Тертер попал в плен, но принял христианство и получил звание буляра (боярина, феодала, приближенного к царю). На обратном пути Хонджак самовольно разграбил русские земли под Киевом. В 1160 г. сельджукский (иконийский) султан Кылыч-Арслан II прислал булгарскому царю Анбалу письмо, в котором умолял его об оказании ему помощи (в борьбе с Византией). Сельджукский посол, ввиду неотложности просьбы, прождал веселившегося Анбала несколько дней и все же сумел передать послание. По приказу Анбала Хонджак (Атрак умер на рубеже 40-50-х гг. XII в.) вторгся в Улаг-Болгар, но когда встретил крупное византийское войско, тут же повернул назад (под тем предлогом, что на этот раз он действовал в одиночку и сильно рисковал). На обратном пути Хонджак опять самовольно разграбил Киевские земли.
На самовольные действия куманов обратил внимание даже далекий от государственных дел Анбал. Воспользовавшись этим, а также наличием предсмертного приказа Колына о необходимости создать в степи противовес (на всякий случай) куманам, саксинский губернатор Отяк уговаривает царя (в середине 50-х гг XII в.) переселить из Тубджака в Кара-Саклан оймекско-баджанакско-узийскую орду служившего Булгару оймекского хана Башкорта. Орда Башкорта заняла Такин-тюбу и Северокрымскую степь, а орда Хонджака была переведена на место разгромленного Джерем-Эля. Хонджак затаил обиду, и в 1164 г., когда Отяк стал булгарским царем, перестал повиноваться Булгару. Чтобы воздействовать на Хонджака, Чельбир выкупил из русского плена (в 1181г.) и поселил во Внутренней Булгарии двух сыновей Хонджака - Татура и Бак-абая. Это сыграло свою роль - в 1181 г. Хонджак возвращается на булгарскую службу. В конце 1185 г. Хонджак опять ушел с булгарской службы. Чельбир воспринял это спокойно: булгарскому Причерноморью ничто уже не угрожало, а сын Хонджака Бак-абай с булгарской субой постоянно следил за отцом в степи. В 1202 г. Бак-абай также участвовал во взятии Киева. После этого Бак-абай прозвался «Бакдан», принял ислам и под именем Бикмухаммеда переселился в свои владения на Луговой стороне Булгара. Он положил начало булгарскому роду Бакдан. А вот Татур поселился на Горной стороне. Сын Татура - Аскал Габдулла - отправился в Улаг-Болгар и остался там. Но один из сыновей Аскала - Балчек - вернулся в Болгар. Сын Балчека Татур ездил по Хорыс-юлу в составе булгарского посольства, отправленного в Египет, и виделся со своими родственниками в Улаг-Болгаре.
Наибольшее количество улаг-болгарских беженцев прибыло в Эчке-Булгар в 1207-1217 гг. Первую группу беженцев привел сын Улаг-Чишмы Дервиш. Среди беженцев были улаг-болгарский принц Улаг-Азан и его сын Иджим-Бурат. Беженцев разместили в Биш-Балте, где они устроили церковь и кладбище, и в Бурате, где (после отъезда Улаг-Азана в Улаг-Болгар через некоторое время) Иджим стал вали (воеводой). В Буляре улаг-болгарские беженцы поселились еще раньше и также имели свое кладбище. В правление булгарского царя Мир-Гази (1225-1229) из улаг-болгар был сформирован воинский отряд, отличившийся при разгроме суздальско-рязанского войска в 1228 г. под Дэбэром. А улаг-болгарских царей охранял особый отряд, составленный из булгарских куманов, торков и баджанаков. Этот отряд возглавляли сыновья и внуки Тертера, причем некоторые из них, с разрешения улаг-болгарских царей, исповедовали ислам. Внук Тертера христианин Торна Типтар Приехал в Булгар с Юлаем (Юлианом) в качестве улаг-болгарского посла. За то, что Торна принял ислам, царь Алтынбек разрешил Юлаю проехать в Уфу, а Торну назначил вали крепости на реке Барадж-Чишма (ее стали называть Торнали)… Сын хана Гузы Бурнай Мустафа получил землю на реке Черемшан и положил начало роду Бурнаев…
По решению ЮНЕСКО был проведен юбилей (1983 год) в связи с 800-летием со дня рождения Кул Гали.

Памятник Кул Гали установлен в Казани (парк Тысячелетия).

В Ульяновске Памятник Кул Гали открыт в 2008 году у здания Центра Татарской Культуры.

Часть 20.Экономика Волжской Булгарии.Поход Юрия Долгорукого в Булгарию.
Основу экономики Волжской Булгарии составляло развитое сельское хозяйство с плужным земледелием и продуктивным скотоводством. Булгары в Волго-Камье осваивали земли, разводили крупнопородный скот - лошадей, коров, коз и овец.
О высоком уровне земледельческой культуры волжских булгар свидетельствуют как письменные источники, так и археологические материалы. Кроме пшеницы, ячменя, проса сеяли рожь, овес, вику, чечевицу, горох, лен, коноплю, растили бахчевые (огурцы) и садовые (яблони, вишни) культуры.
Господствующей была паровая система земледелия, где использовались тяжелые плуги - сабаны, мотыжки, массивные ножи-резаки; убирали урожай серпами, косами-горбушами, почти современной формы; зерно мололи каменными жерновами. Подсобными отраслями хозяйства являлись охота (прежде всего на пушного зверя), рыболовство, бортничество, собирательство. Кроме всего прочего крестьяне сеяли полбу, чечевицу, горох. Хлеб убирали серпами и косами.

Хузин Рустем Фаитович "Базар в Волжской Булгарии".
Реки, богатые рыбой, привлекали рыболовов. В Волге в изобилии водились осетры, стерлядь, сом, сазан.
Земледелие у булгар было пашенным. Хлеба было много, и булгары могли оказать помощь русским княжествам в голодные годы.
Одним из занятий булгар была добыча меда в лесу. Собирали этот мед булгары один-два раза за лето и делали из него свои любимые напитки набиз и суджув.

Волжская Булгария.

Булгары не забывали свое традиционное занятие - скотоводство. Скот они держали крупный, породистый, а потому были с мясом и молоком. Булгары разводили также боевых и скаковых коней. Почти в каждом хозяйстве имелись овцы и козы, из домашней птицы - куры.
Важное значение имело ремесленное производство - кузнечное, ювелирное, строительное, гончарное, стеклодельческое, косторезное, кожевенное, ткацкое и др.
Главными отраслями ремесленного производства являлись - черная металлургия и металлообработка. Железо булгары получали, как и их соседи, сыродутным способом, используя местные болотные руды. Булгарские кузнецы владели всеми известными в свое время операциями: горячей и холодной ковкой, закалкой железа, получением высокоуглеродистой стали способом цементации, широко применяли сварку, наварку, клепку, скручивание, волочение и т.п.
Особое развитие названные приемы обработки металла получают в предмонгольское время. Булгары первыми в Европе начали выплавлять чугун, освоили изготовление стали. Их строители еще в IX веке воздвигали каменные и деревянные мечети, школы, дворцы с центральным отоплением и водопроводом. В Центральной Азии и Иране лучшую кожу и обувь до сих пор называют булгарской.
Ремесленник-металлург играл большую роль в средневековом городе и пользовался, судя по всему, особым положением в обществе. Кварталы металлургов были сосредоточены в самом центре внутреннего города в Биляре, Суваре и других городах.
Славились также и булгарские ювелиры, чья продукция была известна далеко за пределами страны.

В домонгольское время они использовали литье, плетение из тонкой проволоки, скань, зернь, чернение, штамповку, тиснение, инкрустацию, гравировку. Мастера изготовляли ажурные браслеты и гривны, тончайшей работы височные кольца с фигуркой уточки в центре, перстни, дорогое оружие и посуду, украшенные инкрустацией, замочки на ларцы в виде фигурок животных, зеркала и др.
Глиняная посуда булгар была чрезвычайно разнообразна по своим формам, размерам и декору. Она имела красивый красно-коричневый цвет, высокий процент водонепроницаемости, хороший обжиг Поверхность кувшинов, хумов, корчаг, кринок, кружек, чаш, мисок, светильников украшалась лощением и орнаментом или глазурью. В XII в. кроме изготовления столовой, тарной и бытовой посуды началось производство художественной керамики.

Собственное производство стеклянных изделий началось у булгар в XII в. под влиянием ближневосточной и закавказской и при посредстве среднеазиатской школ. Булгарские стеклоделы в Биляре, Сузаре, на Муромским городке изготовляли прежде всего стеклянную посуду - столовую, химическую, аптекарскую - и оконное стекло
Расцвет булгарской торговли во многом был обусловлен расположением государства на важнейшей трансконтинентальной торговой магистрали - волго-балтийском пути. Еще в догосударственный - дружинный -период своей истории в VIII-X вв. булгары активно включились в волжскую торговлю, о чем свидетельствуют материалы могильников. В их составе - изделия Ближнего Востока, Кавказа, Средней Азии, Византии, Скандинавии, Западной Европы. В IX-X вв. пути торговых операций отмечены кладами восточных серебряных монет. С X века в состав их входили и булгарские монеты. Чтобы успешно торговать, необходима была денежная валюта,которой и стал дирхем. Своя собственная денежная единица приводила к интенсивной торговле и служила мощным стимулом для развития городов.
В это время в Булгарии на ключевых участках волжского пути возникают торговые фактории. Например, в районе села Изме-ри, Ага Базар у Булгара и др., подобно Бирке, Готланду, Старой Ладоге и Белоозеру. Эти поселения, торжища на перекрестках торговых путей имели полиэтничный состав населения и зачатки ремесленных мастерских, как правило, по изготовлению продукции в подражание импортным образцам или с использованием полуфабрикатов.

Давние и традиционные связи имели Волжская Булгария и Прикамье. Эти отношения образовались значительно раньше, чем прочные контакты Булгара с Русью. Серебряные и золотые арабские изделия, посуда, украшения и куфические монеты указывают на участие прикамских и уральских народов в булгаро-арабской торговле. Дорогие восточные товары северные соседи булгар использовали в быту и в культовых целях. В обмен шли шкурки ценных пушных зверей.
С образованием государства у булгар международная торговля находится под контролем верховной администрации. Булгарские чиновники осуществляли таможенные функции на волго-балтийском пути и взимали одну десятую часть товара за право прохода через Булгарию.
Экономика государства бурно развивалась благодаря выгодному географическому положению и плодородию земли. Булгария обладала громаднейшими площадями плодороднейшего чернозема. Все это обеспечивало благосостояние и могущество молодого государства. Со временем Булгария превращается в самое могущественное государство в Среднем и Нижнем Поволжье. Земледельцы получали здесь большие урожаи пшеницы и она стала крупным центром по торговле зерном. Кроме этого отсюда вывозились пушнина, рыба, различный скот, большое количество меда и орехов, а также различные кожанные изделия и изделия из металла. Главную прибыль купцов Волжской Булгарии приносил пропуск товаров между Западом и Востоком.
Помимо Булгара, были известны Сувар, Биляр (Буляр), Ошель и др. К XII в. Булгария занимала земли от Самарской луки до Северной Чувашии. Основную прибыль от торговли приносила транзитная торговля. Кроме того, Булгар был известен работорговлей (в Казанском ханстве в середине XVI в. было более 100 тысяч русских пленных).
В 1050-1060-х Волжская Булгария закрепилась в Нижнем Поволжье.
Мирные торговые связи между государствами в течение нескольких веков прерывались кратковременными войнами. Еще в конце Х в. Владимир Великий совершил неудачный поход на земли булгар, а с ХІ в. начинаются регулярные столкновения с северо-восточными русскими княжествами. Причину этих конфликтов следует объяснять заинтересованностью обеих сторон в контроле над землями, расположенными на берегах реки Ока и ее притоков.
В 1120 г. Владимиро-Суздальский князь Юрий Долгорукий совершил успешный поход на тюркоязычные племена, но его целью был не захват каких-либо территорий, а грабеж.

князь Юрий Долгорукий.
В результате нескольких разрушений Волжской Булгарии русскими дружинами в ХІ в. ее столицу пришлось перенести вглубь страны – в город Биляр. Владимиро-суздальские князья регулярно совершали походы на Булгарию (1120, 1164, 1172, 1184, 1186, 1220).
В 1164 году Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем посетил булгарские земли, захватив город Бряхимов.
В 1172 году Боголюбский вновь наведал камских булгар.
В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович возобновили военные действия с волжскими булгарами.
В 1186 году Всеволод Большое Гнездо вновь посылал войска на камских булгар.
в В 1205 году нашествие князя великого Всеволода Юрьевича на Волжскую Булгарию.
в В 1220 году Святослав Всеволодович взял, разграбил и сжег крупный город Ошель.

Болгары не оставались в долгу (например еще в 1088 они захватилиМуром). В 1217 году волжские булгары захватили Суздаль и Устюг.
До появления воинственных монгольских племен Булгария оставалась одним из самых развитых и влиятельных государств Европы.
И именно Булгария в начале XIII века стала тем форпостом на левом берегу реки Итиль , который приостановил продвижение монгольских полчищ на Русь и в глубь Европы. Именно Волжская Булгария, а не Русь, как принято считать, первой приняла на себя страшный удар Орды.. Монголы рвались в Европу, но этим устремлениям мешала Волжская Булгария. А потому участь ее была решена.

Волжская Булгария –фактически исчезнувшее государство ,занимавшее всю территорию среднего Поволжья . Самый крупный город-Муром.При этом южная граница Волжская Булгарии проходила через Самарскую Луку, на территории которой ныне обнаружено много древних булгарских поселений, самым известным из которых является Муромский городок, расположенный около современного села Валы Ставропольского района города Тольятти.
Муром возник на пересечении торговых путей с северного и южного направления по Волге и сухопутного с запада на восток. По этим торговым путям Русь поддерживала экономические и культурные связи со странами Востока, Европы, Индии и Китая. Город занимал очень выгодное географическое положение в среднем течении реки Волги. Для своего времени представлял достаточно значимый административный, торгово-ремеслянный и культурный центр этнических групп. Его жители использовали местных природных условий для сооружения оборонительной системы города. Отвершки Яблоневого оврага соединялись искусственным рвом , замыкая кольцевую систему укреплений. Насыпной вал венчали стены, достигающие в некоторых местах 12-ти метровой высоты. Несколько рядов укреплений различного временного периода окружают территорию города. Основным строительным материалом был бутовый камень – известняк и кирпичи из сырой и обожженной глины.
Багдадское посольство добиралось до Булгарии через заволжские степи на конных повозках, пересекая по пути многочисленные реки, в том числе и реку Самару, название которой Ибн Фадлан в своем дневнике записал как Самур. Вполне возможно, что если бы посольство ехало не сушей на лошадях, а плыло бы на паруснике по Волге, то в его описании были бы и Жигули, и Самарская Лука. Однако волжская излучина осталась в стороне от пути халифского посла.
И все же в XII веке Жигулёвские горы впервые появились на географической карте - и опять-таки на карте арабского ученого. Им был географ и путешественник Идриси,

Географ и путешественник Идриси.
который в 1154 году, будучи на службе при дворе сицилийского короля Рожера II (1130-1154),

Сицилийский король Рожер II.
составил весьма подробную карту известного ему мира. Пояснения к ней он объединил в книгу- географического сочинения энциклопедического характера под названием «Развлечения истомлённого в странствиях по областям»,написанную в 1154 г.Река Волга под восточным названием Итиль наиболее верно изображена в своем нижнем и среднем течении. И вот здесь, в районе Среднего Поволжья, Идриси изобразил небольшую цепочку гор из двух половинок, которые как бы пропускают реку между собой. На карте Идриси эта горная полоска носит название «горы Печенеги», или «Печенежские горы».


Ал-Идриси -Восточный учёный-энциклопедист 1-й половины восточный учёный-энциклопедист 1-й половины X века,перс по происхождению, писал в одном из своих сочинений:» Живут булгары на берегу реки, которая впадает в море Хазарское (Каспийское) и прозывается Итиль (Волгою). В 965, после падения Хазарского каганата, ранее вассальная ему Булгария стала полностью независимой, но и она стала жертвой восточного похода киевского князя Святослава Игоревича в те годы (964—969).»

В 1088 году камские булгары захватили Муром,а в 1107 году- город Суздаль.
Булгары регулярно мстили русским за разбои по Оке и Волге, вредившим булгарской торговле.Но в этой войне победили все-таки русичи.
В 1117 году появляется первое упоминание о Казани.
Город являлся пограничной крепостью, защищавшей северо-западные границы Болгарии Волжско-Камской.
«Казанская история», написанная неизвестным автором, в основном, в 1564 – 1565 гг., дошла до нас в огромном количестве списков (около 300).
«…Быть же на Каме на реке старый град, именем Брягов, оттуда же прииде царь, именем Саин Болгарский. И поискав по местам проходя в лета 6685 (1177) и обрете место на Волге, на самом украине русской, на сей стране Камы реки, концом прилежаху к Болгарской земле, другим же концом к Вятке и к Перми… и бысть Казань стольный град, вместо Брягова…»
В 1120 году Юрий Долгорукий с половцами по поручению отца организовал военный поход на Волжскую Булгарию.
Летом 1164 года Андрей Боголюбский вместе с муромским князем Юрием Владимировичем посетил булгарские земли, захватив город Бряхимов. В 1172 году Боголюбский вновь наведал камских булгар.
В 1184 Всеволод Большое Гнездо и великий князь киевский Святослав Всеволодович возобновили военные действия с волжскими булгарами.
.
1205 год.Из Симеоновской летописи(в переводе):
«…Летом 1205 года посылал князь великий Всеволод Юрьевич рать судовую на Булгарию Волжскую и Камскую, и ходила она от Волги до Хомол, и много в плен взяла, других уничтожив, и учинила разгром, взяв товару много, и возвратившись во свояси с победою.»
В 1217-1219 годах булгары захватили Унжу и Устюг. В ответ ростовские, суздальские и муромские полки под командованием брата владимирского князя Святослава Всеволодовича взяли, разграбили и сожгли крупный город Ошель.
В1221 году в Городце между Владимирским княжеством и Волжской Булгарией было подписано перемирие на шесть лет, в 1229 году в Кореневе - ещё на шесть лет.
Часть 21.Золотая орда.Первое нападение на Волжскую Булгарию.Ее завоевание.
В 1206 г. в Центральной Азии, в степях Монголии, образовалась монголо-татарская держава. На съезде монголов (монгольский курултай - хурал) Tемучин был провозглашен Чингисханом, правителем Монгольского государства.
В поисках источников обогащения Чингисхан приступил к завоеванию стран Азии и Европы. В 1222-1223 гг. войска монгол под руководством трех полководцев – Джэбэ, Субедэя и Тугачара, то есть тремя туменами (30 тысяч воинов), завоевали Азербайджан, Армению и Грузию. Весной 1223г. они прорвались через Дербент в степи Предкавказья, Нижней Волги и Азово-Причерноморья к своим основным врагам – кочевникам-половцам. По предположению А. Х. Халикова, монгольских войск возможно было не три а пять туменов. Как отмечает В. Н. Татищев, в составе войск, прорвавшихся в половецкие степи, были, кроме упомянутых полковоцев, еще и старший сын Чингис-хана, отец Батыя Джучи (по Татищеву Тасхуе) и князь Ковгадж. Таким образом, войско монгол могло состоять из 50 тысяч воинов.
Монголо-татары покорили Сибирь, Северный Китай, а затем, в 1219-1221 гг., Среднюю Азию. Пройдя через Армению, Грузию, Азербайджан, в 1222 г. монголо-татары вышли через Дербентский проход в степи Северного Кавказа. Соединенное русско-половецкое ополчение в сражении на реке Калке недалеко от Азовского моря в 1223 г. было разбито монголо-татарским войском.
Л. В. Черепнин отмечает, что «потери в битве на Калке были для Руси очень тяжелые. Было убито шесть князей». По летописным данным, из простых воинов вернулся лишь каждый десятый; число одних убитых киевлян достигало10 тысяч. После этой внушительной победы почти все лето монголы грабили половецкую степь, крымские, южно-русские и саксинские (нижневолжские) земли.
После битвы на Калке к осени 1223 г монголо-татарское пятитысячное войско, отягощенное награбленным, повернуло к цветущей Булгарии, рассчитывая на зимовку.
Волжская Булгария стала первым европейским государством, принявшим на себя удар монгольских войск. . Но, «когда жители Булгара узнали о приближении их к ним, - как сообщает арабский историк Ибн-ал-Асир - они в нескольких местах устроили им засады; выступили против них (татар), встретились с ними и, заманив их до тех пор, пока они зашли за место засад, напали на них с тыла, так что они (татары) остались в середине; перебито их множество и уцелели их них только немногие. Говорят, что их было до 4000 человек. Отправились они в Саксин, возвращаясь к своему царю Чингис-хану, и освободилась от них земля кипчаков; кто из них спасся, тот вернулся в свою землю». Судя по сведениям Ибн ал-Асира, булгарское войско было разделено на две части. Первая часть поджидала в засаде, а вторая выступила навстречу монголам. После столкновения булгары начали отходить, тем самым заманивая противника в засаду. Очень любопытно, что подобной тактикой постоянно пользовались и монголы. Видно, Субэдею и в голову не могло прийти, что их метод будет использован против них же, и он с удивительной легкостью угодил в ловушку. Ударами с тыла было сомкнуто кольцо окружения и монголы оказались запертыми и разгромленными.




Первый натиск монголов в 1223 был отбит.

Первое столкновение булгар с монгольскими войсками происходит в 1223 г.

Атака конницы волжских булгар.


Булгарский воин.
« …Нос крупный и прямой, переносье высокое. Лицо человека слева сильно профилированное, выражено европеоидное. Справа так же европеоидное, но заметна небольшая уплощенность лица. Лица выглядят крупными, то есть массивными. Орбиты средней высоты, указывают на небольшую примесь монголоидности…
…Между этими племенами, нередко, случались военные столкновения и особенно остроя борьба возникало между представителями булгарской и суварской знати; но при всеобщей опасности, они всегда объединяли свои силы для борьбы с внешним врагом. Персидский аноним в своём сочинении «Худуд ал-Алем» сообщает: «Их три группы: бахдула, ишкиль и булгар; все они находятся в войне друг с другом; когда же появляется враг, они становятся друг с другом друзьями». Ибн- Руста упоминает, например о том, что булгары «производят набеги на них (буртас), грабят их и в плен уводят…».




В 1223 году, после битвы на Калке, монгольские войска ушли на восток через земли волжских булгар и были наголову разбиты булгарскими войсками в битве при Самарской Луке. С монгольской стороны в этой битве уцелело 4 тысячи человек. Через Саксин, располагавшийся, предположительно, на Нижней Волге, они проследовали в Дешт-и Кыпчак, где соединились с армией Джучи.
Это поражение вместе с поражением при Перване в 1221 году являются исключениями на фоне успехов монгольской армии периода завоеваний вплоть до поражения при Айн-Джалуте в 1260 году.

«…когда монголы приблизились… булгары окружили их со всех сторон и почти всех перебили. Лишь немногие, спасшись бегством…дошли до ставки Чингиз-хана и рассказали ему о поражении.». (Описание персидского- одного из наиболее известных арабо-курдских историков. Ибн аль – Асира).

Ибн аль – Асир.
Однако эта победа имела для булгар и отрицательные последствия, так как превратила монгол в их злейших врагов. Дело усугубилось еще и тем, что булгары практически взяли под свое покровительство кипчаков, на которых, по мнению Л. Н. Гумилева, всегда было нацелено острие монгольских походов на запад. Более того, булгары стали друзьями половцев, что для монгол, придерживавшихся принципа «друзья наших врагов – наши враги», послужило поводом к еще большей враждебности к булгарам.


Чингис-хан после битвы на Калке и разгрома монгол булгарами «передал в управление своему сыну Джучи страну кипчасков (Дешт-и-Кыпчак) с летовьями и зимовьями от границ Каялыка и земель Хорезмских до окраин Саксинских и Булгарских. Весной 1227 г., после смерти Джучи, ханом джучиевого улуса стал сын Джучи и внук Чингис-хана Батый, который, таким образом был нацелен на запад, в том числе и на Булгарию. И с этого времени вплоть до основания Золот

Опубликовано: 2019-06-24 10:27:02
Количество просмотров: 86
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии