Последний визит: 2020-07-07 17:08:32
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

Часть 27. Казань- столица Казанского ханства. Сарри-батыр. Военные походы на Казань Василием III и Иваном IV (Грозном). В 1552

Часть 27. Казань- столица Казанского ханства. Сарри-батыр. Военные походы на Казань Василием III и Иваном IV (Грозном). В 1552 г. царь Иван ІV захватил Казань и присоединил территории ханства к Русскому царству. Церковь Успения Богородицы. Церковь св. Николая. Петр I, посетивший Булгар в 1722 г., издал указ "о сбережении булгарского памятника". Экспедиция АН СССР в Волжскую Болгарию.

В 1438 борьба между русской и булгарской феодальной знатью привела к завоеванию русскими князьями земель к югу от Камы. Самостоятельность сохранили только северные территории, центром которых была Казань. После этих событий Булгар окончательно передал свою былую роль политического, экономического и культурного центра новому городу - Казани, ставшей столицей Казанского ханства.Состоялось это в 1445 году.

Казань.


Осенью 1445 г., как отмечает русская летопись, «царь Мамотек (Махмутек), улу-Магмотев (Улу Мухамеда) сын, взял Казань, вотчича казанского князя Либея (по Никоновской летописи – Азыза) убил, а сам сел в Казани, царствовати». «Казанская история» при этом добавляет, что новый царь «постави себе деревянный град крепок на новом месте, крепчаиша старого, недалече от старыя Казани, разорения от руския рати».
Таким образом, в Казани произошла смена династий. Булгарскую династию заменила золотоордынская.
По некоторым источникам, годы правления Махмуда были самыми мирными во всей истории Казанского ханства. В продолжение 20 лет практически ни разу не нарушались мирные отношения между Москвой и Казанью (не считая военных походов в 1446 и 1448 годах с целью принуждения Василия II к исполнению своих "откупных" обязательств). Ханство энергично развивало свои торговые отношения с другими государствами. В скором времени оно превратилось в восточноевропейский центр международной торговли на Волге. Сюда со своими товарами прибывали купцы из Средней Азии и Сибири, из Персии и Закавказья, со всего Поволжья и из Руси. На волжском острове напротив Казани проводилась крупная ежегодная ярмарка.
Об искусности правления Махмуда свидетельствует также приток населения "…ото Златыя Орды и ото Асторохани, от Азуева и от Крыма, и нача (…) усилять и укреплятися вместо Золоты Орды Казань новая орда…"
Махмудом был установлен в ханстве и в дальнейшем соблюдался перенесённый из Золотой Орды порядок государственного управления. Власть хана была значительной, но ограничивалась диваном - своего рода госсоветом, состоявшим из четырёх карачи, то есть эмиров самых знатных родов государства (карачи ведали сбором и расходованием налогов, деятельностью местных администраций, войском, внешнеполитическими делами). Тем самым хан ставился в зависимость от знати, поставившей его на престол. На должность главы мусульманского духовенства выбирались лица из числа сейидов, то есть потомков Пророка Мухаммада. Сейид считался первым после хана лицом в государстве и даже выполнял роль главы правительства в периоды междуцарствования.
Важнейшие вопросы государственной жизни решались на курултаях - съездах представителей господствующих сословий - эмиров и беков, мурз, уланов. Происходили и некие "вся земля казанская" - по предположению некоторых историков, съезды широкого представительства разных слоёв населения, в том числе, возможно, и коренного: булгар, чувашей, черемисов (марийцев), вотяков (удмуртов) и др. Получается, что "варвары", как обычно называли казанцев русские летописи, а до недавнего времени и русские историки, знали демократию куда более развитую, чем унаследовавшая опыт государственного строительства просвещённых Византии, Киевской Руси, Новгородской республики Московия.
Согласно другим источникам,под гнетом татарских феодалов оказались чуваши, мари, башкиры и частично мордва и удмурты. Положение этих народов в Казанском ханстве было очень тяжелым. Ханская администрация и татарские феодалы жестоко угнетали трудовые массы, ввели новые тяжелые повинности и поборы. Покоренные народы платили татарскому хану и феодалам ясак продуктами, выполняли многочисленные повинности (оброк, денежные подати. торговый налог, продовольственный налог на содержание чиновников и т. д.). Кроме того, они должны были поставлять конных и пеших воинов, лошадей, снабжать войска хана продовольствием и фуражом.
Значительная часть земли принадлежала ханскому двору, приближенным хана, феодальной верхушке, представителям администрации, мусульманскому духовенству, высшим чинам армии и военно-служилым людям. В своих огромных владениях казанские феодалы жестоко эксплуатировали русских военно¬пленных и трудящиеся массы покоренных народов. Трудовое население Чувашии угнетали также местные чувашские князья, мурзы и служилые люди (тарханы).
Основная масса чувашского крестьянства была лично сво¬бодной. Эти крестьяне владели общинной землей, платили на¬лог и выполняли повинности в пользу хана и татарских феода¬лов. Часть крестьян принадлежала богатым землевладельцам и находилась на положении крепостных.
Чувашский народ под гнетом Казанского ханства находился целое столетие. Свое освобождение от ханского гнета он получил с помощью русского народа.
В начале XVI века войска казанского ханства продолжали нападать на русские земли, уводили много пленных в Казань. Татарские войска шли через чувашские земли и сильно разоряли край. Против набегов и грабежей татарских феодалов чувашский народ вёл постоянную борьбу. В преданиях упоминаются имена народных героев. Один из них, по имени Сарри паттар (Сарри-батыр), поднимал народ на борьбу против наси¬лия и грабежа казанских феодалов. Сарри-батыр стоял за присоединение чувашей к Русскому государству. Сарри жил вблизи Суры. Казанские ханы постоянно совершали набеги на чувашские деревни, грабили, уводили жителей на подневольную тяжёлую работу. Сарри храбро сопротивлялся насильникам. Ханские люди продолжали свои черные дела, они увели в плен красавицу дочь Сарри. Тогда Сарри собирает своих людей и устраивает засаду на пути захватчиков при переправе через Суру. Люди Сарри внезапно нападают на ханских грабителей, отбирают у них награбленное добро и отбивают девушку. Рассвирепевший хан посылает карателей на расправу с непокорными чувашами. Тогда Сарри обращается за помощью к московскому князю Василию III, который заступается за него. В благодарность за это Сарри обещает помочь русским войскам во время похода на Казань.
Чувашский народ в борьбе против гнёта татарских феодалов все сильнее тянулся к русскому народу, который только и мог принести ему освобождение.

При Василии III и Иване IV (Грозном) русские войска неоднократно совершали военные походы на Казань.
В 20-30-х го¬дах XVI века к Русскому государству отошли почти все земли между Сурой и СВИЯРОЙ.
В 1521 году в русской летописи впервые упоминается народ¬ное имя чувашей («чюваши»).

В 1546 году был большой поход русских на Казань. Русские войска шли по берегам Волги. Чуваши очень доброжелательно относились к русским.
В 1552 г. царь Иван ІV захватил Казань и присоединил территории ханства к Русскому царству.


Царь Иван ІV.

Казань 17 века.


В 1712 г. в центре развалин Великого Булгара, рядом с Большим Минаретом, была построена церковь Успения Богородицы. А позднее устроен православный монастырь. Настоятели менялись часто, и христианский дух на мусульманских развалинах не прижился - монастырь существовал до начала XIX века. Однако первое известное подробное описание городища было составлено дьяком Михайловым…

Монахи не разрушили мусульманские здания, а лишь приспособили под свои нужды. В XVIII веке остатки Восточного Мавзолея переделали в церковь св. Николая, а Северный мавзолей использовали как монастырский погреб. Первые описания, обмеры и чертежи сохранившихся строений были сделаны в начале XVIII века. Петр I, посетивший Булгар в 1722 г., даже издал специальный указ "о сбережении памятника". Однако биографы Петра тогда писали об остатках 70 каменных зданий. Почти полвека спустя Екатерина II в письме графу Н.Панину упоминала уже о 40. Сейчас их осталось всего 9. Удивительно, но, возможно, благодаря существованию православного монастыря и указу Петра I мусульманские святыни сохранились до наших дней… Большой Минарет в Булгаре обрушился в 1821-м. За 23 года местные крестьяне разобрали его на кирпичи. За последние годы Большой Минарет был восстановлен. А в Успенской церкви теперь находится археологический музей…

Со многими строениями в Булгаре связаны легенды. По одной из них, Великий Завоеватель Востока Тамерлан, захватив Булгар, велел обложить деревом и поджечь Судную Палату, где укрылись семья и приближенные последнего булгарского хана Абдуллаха, предпочтя смерть позору и бесчестию плена. Когда огонь утих, Тимур вошел в почерневшую палату и увидел девушку необыкновенной красоты - юную дочь Абдулаха. Так в народе родилась легенда о "несгораемой царевне". По одной из версий, Тимур взял ее в жены, по другой - царевна отправилась к родным братьям Алтынбеку и Галимбеку - основателям Казани…

Летом развалины Булгара, историческое место принятия ислама волжскими булгарами, привлекает массу паломников, стремящихся прикоснуться руками к колонне, стоящей в центре развалин Соборной Мечети. Раскопками в Булгаре охвачено чуть более 1% площади городища. Это место чрезвычайно богато археологическими находками.
.

«Рассвет в Булгаре «.Николай Михайлович Лукияно.

В мае 1959 года, небольшой отряд Поволжской археологической экспедиции АН СССР направлялся в Волжскую Болгарию, чтобы закончить раскопки одного из археологических памятников, расположенного на юге Чувашской республики, близ деревни Тигашево. Впервые Поволжская экспедиция побывала здесь три года назад. За два года раскопок выявился интереснейший археологический памятник Волжской Болгарии X-XI вв. Первоначально здесь был большой участок земли, окруженный мелким рвом так, что получалось замкнутое пространство в виде овала. Дно рва было выстлано досками и соломой. На севере этой площади была построена деревянная ограда. Она представляла собой вертикально стоящие плахи, вкопанные в землю. Плахи, конечно, не сохранились, но от забора остались в земле канавки, а в них кое-где обломки деревянных досок. До сих пор в чувашских деревнях ставят забор таким способом. Эта ограда очерчивала неправильный четырехугольник примерно 50 X 60 м. В середине восточной стены был выход. По бокам его стояли столбы. Пройдя первый вход, посетитель оказывался перед вторым забором со вторым входом. И уже после этого попадал в основной двор. Здесь археологи обнаружили несколько ям. Ямы были забиты костями и обломками сосудов. В одной был череп коровы, в другой - череп лошади.
Таковы были остатки какого-то непонятного древнего сооружения, и постепенно открывались все новые и новые части его. Недоставало последнего штриха, последнего звена, которое объяснило бы все.
Такое «звено» нашлось не в земле.
Еще в XVIII в. путешественник К. Милькович описал чувашское святилище - кереметь, которое весьма напоминает раскопанное сооружение на Тигашевском городище. Милькович видел почитаемую целой округой кереметь, построенную в виде забора, окружавшего прямоугольную площадь в 30-50 сажень. Размеры почти такие же, как у Тигашевского святилища. Во двор керемети можно было попасть через трое ворот, а внутри стоял стол-жертвенник. Рядом расположен был дом, где совершались культовые трапезы. Здесь собравшиеся поедали мясо жертвенных животных. Милькович писал, что часто святилище устраивалось просто в лесу, роще или в поле, у одинокого дерева. Но раньше всегда ставили прямоугольный забор. Его чуваши называли кереметью и посвящали какому-нибудь духу. Таким образом, кереметь два-три столетия назад представляла собой огороженное забором святилище.
Наверное таким святилищем-кереметью было и сооружение X века, откопанное на Тигашевском городище. Найденные ямы с костями - следы жертвоприношений. Не хватало только дома для жертвенных трапез. И вот около самого входа в святилище археологи, наконец, обнаружили большую землянку, стены которой были обшиты досками. Землянка содержалась в чистоте - кости животных, которых здесь поедали, наверное, убирали и сваливали в ямы.
Можно представить себе, как десять веков назад к святилищу жарким летним днем собираются люди. Они толпятся у входа, но внутрь можно войти только избранным. Заранее собраны жертвенные животные. Жрецы точно могут сказать, какому богу какой скот и какой породы и масти нужно принести в жертву. Сварено пиво, испечены лепешки. Животных испытывают водой: нужно брызнуть на овцу или корову, и если они встрепенутся, это значит такая жертва будет угодна богу. Старики усердно повторяют этот опыт по нескольку раз. Читают молитвы: «Обращаемся с приветливым взором, со сладкими речами, умоляем и вспоминаем за трех родов животных, отделяя сердца и проливая кровь животных, кланяемся всем народом»,- голосят жрецы. А затем, как во всякой религии,- просьбы и претензии к божеству: «Дай приплод скоту, - требуют у бога старики, знатоки обрядовых церемоний, - от кобылы - жеребят, от коров - телят, от овец - ягнят, - поясняют они, - а затем и всему народу - благополучие, здоровье; сохрани от всей здой нечисти, тягостей, помилуй».
Потом закалывают животных, пьют и едят - жрецы в специальном доме для ритуальных трапез, остальные - просто на земле, перед забором, у входа в святилище. Садится солнце, скрывается за корявыми досками, из которых составлена священная ограда, последний луч его проскальзывает сквозь щели, - наконец, темно. Народ возвращается в поселок. Вскоре только луна освещает череп жертвенного коня, вздетый на кол, который наспех воткнут в землю, да ночной ветер треплет шкуры убитых телят.
Переселенцы сохранили язычество. Должно быть, Тигашевское городище и было центром религиозной жизни этих племен, обособившихся от мусульманина Алмуша и откочевавших за Волгу. Дальнейшая их судьба неизвестна.



ОСТАТКИ ДРЕВНЕГО СУВАРСКОГО ГОРОДИЩА - СУВАР .

Опубликовано: 2019-06-24 10:48:34
Количество просмотров: 40
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии