Последний визит: 2020-07-07 17:08:32
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

Часть 36.Село Кольцово.Село Брусяны. АЛФЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.Село Валы.Село Малая Рязань.Село Большая Рязань.Село Переволок

Часть 36.Село Кольцово.Село Брусяны. АЛФЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ.Село Валы.Село Малая Рязань.Село Большая Рязань.Село Переволоки.Село Жигули.
Кольцово - бывшее село в Ставропольском районе Самарской области, одно из самых старейших, находящееся на юге Самарской Луки, на берегу протоки Кольцовская Воложка. Связано грунтовой дорогой с селом Мордово. Административно входит в сельское поселение Севрюкаево
По легенде села Ермаково и Кольцово названы в честь казачьих атаманов Ермака и Ивана Кольцо.
Деревня была поляна Ивана Кольцо, откуда он совершал свои набеги на купеческие суда. Отсюда же верный помощник Ермака Тимофеевича ушел в знаменитый сибирский поход, ставший для него последним. Иван Кольцо стал знаменитым именно у нас на Самарской Луке. Его, как и других сподвижников Ермака Тимофеевича, Иван Грозный приговорил к смертной казни за налеты на караван ногайских послов и купеческие корабли. В 1581 году Иван Кольцо и его братия, вместе с казаками Ермака отправились в Сибирь, а уже на следующий год Кольцо предстал перед царем, как герой, участник покорения царства хана Кучума в Сибири. За это Иван Грозный пожаловал казакам вольную грамоту и свои дары. В 1583 году Иван Кольцо погиб.

Удалой казак также оставил след в русской литературе и советском кинематографе. Иван Кольцо - один из главных героев повести «Ермак» Грица. А роман «Князь Серебряный», Алексея Константиновича Толстого является своего рода историческим источником биографии Ивана Кольцо. Согласно сюжету, казак якобы ранее был известен под кличкой Ванюха Перстень. В советском фильме «Ермак», роль Ивана Кольцо исполняет тогда еще молодой Никита Джигурда.

До последней трети XVIII века Кольцово считалось деревней. Встречается также название Кольцовка. Название произведено от фамилии владельца. Село было основано на земле, пожалованной за службу А. Н. Кольцову.

Еще один вариант названия Николаевское, произошло от престола приходской церкви.
Село было основано в конце XVII или в первом десятилетии XVIII века на земле, пожалованной за службу А.Н. Кольцову. В результате разделов, продаж и покупок стало разнопоместным.
Еще у одного помещика, А.И. Мутовилова здесь было 5 крестьян, но он всех перевел в другой уезд. Примеру Мутовилова следовали и другие владельцы, которым было тесно и неудобно в малоземельном селе и у которых была возможность переселить крепостных. По данным 1762 года в Кольцово было 72 крепостных мужчин, принадлежащих пятерым помещикам. В 1795 году количество помещиков осталось прежним, а вот жителей Кольцово прибавилось. Мужчин насчитывалось 90 человек, а всего с селе проживало 188.

В середине XIX века в число совладельцев Кольцовки в результате покупки части села вошли Орловы-Давыдовы, хозяева Усольской вотчины. Им в 1859 году принадлежало 4 двора, 16 душ мужского и столько же женского пола. Потомкам недоросля Степанова принадлежало 17 дворов, 75 мужчин и 70 женщин, Корольковым принадлежали два двора, 4 мужчин и 8 женщин. В крепостную эпоху, в Кольцовке из господского строения упоминаются дома с хозяйственными строениями некоторых мелких помещиков.
В административном отношении во второй половине XIX - начале XX вв. село находилось в составе Жегулевской волости Сызранского уезда Симбирской губернии. До этого входило в Самарский уезд.

Основным занятием населения здесь было земледелие в сочетании с животноводством. Также бытовали лесные и другие крестьянские промыслы: заготовка и возка леса, изготовление различных деревянных изделий, утвари, одежды, обуви. В начале XX века ремесло являлось основным делом для одного сапожника и одного тележника. Село было соединено проселками с ближайшими селениями. После падение крепостного права Кольцово быстро росло. В начале XX века здесь было 283 двора и 1780 жителей (834 мужчин и 956 женщин).

В 1898 году была открыта церковно-приходская школа, которая располагалась в собственном здании. Жители были русскими, православными, имели свою деревянную Николаевскую церковь, построенную еще в 1767 году на средства Анастасии Александровны Ощериной, но священника в храме не было, служили здесь священники из Брусян.

Сегодня Кольцово выключено из списка населенных мест.
В окрестностях деревни обнаружено 8 древних поселений. Наиболее ранние из них относятся к срубной культуре середины II тыс. до н.э. И находится на узком мысе в 150 м к западу от селения. Остальные селища возникли в эпоху средневековья и относятся к именьковской и болгарской культурам.

Это место примечательно тем, что здесь заканчиваются Жигулевские горы, а на глубине 25 метров лежит плита, которая находится в постоянном движении, поднимаясь вверх на один сантиметр в год.
***
Брусяны - село в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в сельское поселение Большая Рязань. Село находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги. Связано автомобильной дорогой с Большой и Малой Рязанью..
Село основано в первой половине XVII века. В 1885 году был построен каменный однокупольный храм без колокольни.
Старинное русское село возникло в первой половине XVII века в результате вольной крестьянской колонизации по инициативе самарских землевладельцев «служилых людей по отечеству». Исторические названия: Брусяна, Козьмодемьянское, Брусьяна.
Возникло село до 1650 года, существует без переносов до настоящего времени. Первые сведения о Брусянах относятся к 1652 г., когда четыре марийца (черемисы) просили для поселения место у оврага Сухая Брусяна: «у ключа, чтобы и мутовку - ручные жернова - на том ключе поставить».
Русское поселенцы появились на речке Брусяны в конце первой половины ХVII и в 1650 г. обратились с просьбой к властям официально закрепить земли и угодья за уже возникшей деревней Брусяной. Селение возникло на дворцовой земле и в ХVIII в. входило в дворцовую Рождественскую волость. В 1762 г. в селе Брусяны проживало 325 душ мужского пола. В 1768 г. передано Орловым. В 1771 г. жителей переселили на другое место, заселили Владимировку. По раздельному акту 1850 г. перешло во владение от Е. В. Новосильцевой к её племяннику В. П. Давыдову и его потомкам.
В 1851 г. в административном отношении перешло из Самарского в Сызранский уезд Симбирской губернии. По крестьянской реформе 1861 г. основной массив земель и угодий остался за помещиками. Административным и хозяйственным центром их землевладения являлся хутор «Брусянский» (усадьба Орлова-Давыдова) при селе.
В августе 1670 г. к Самаре двигались главные силы повстанцев Степана Разина. Степан Разин перед наступлением остановился около Переволокской слободы и расположился лагерем в лесу, в овраге Сухая Брусяна, недалеко от села Большая Рязань.
В Брусянах находится пароходная пристань. Академик И. И. Лепёхин в своих записках (1768) отмечает: «В верстах в двух пониже Брусяны впадает в Волгу небольшая речка - Сухая Брусяна - от пересухи так называемая». Теперь от этой речки не осталось и следа. Развит был промысел добычи и обработки бруска из Рязанского оврага, где и сегодня видны плиты сливного песчаника - точильного камня. В селе действовала земская школа и деревянный храм с 1786 года, который сгорел.
В 1886 году на средства прихожан был построен каменный храм, действующий и сегодня-храм во имя святых мучеников Космы и Дамиана.
Реставрационные работы закончены в 1992 году. При храме освящен родник, расположенный на волжском берегу.
Косма и Дамиан (в русской традиции известные как Кузьма и Демьян) - братья, святые-бессребренники, врачеватели и чудотворцы, по церковной традиции предположительно жившие во второй половине III - начале IV вв.
По легенде, святых однажды позвали к тяжело больной женщине, лечить которую отказались все врачи из-за её безнадежного состояния. Палладия (так звали больную) в силу своей веры и по молитве братьев исцелилась. Исполненная благодарности к целителям и желая, чтобы они приняли от неё хоть какой-нибудь дар, Палладия пришла к Дамиану. Она принесла ему три яйца и сказала: «Прими этот малый дар во Имя Святой Живоначальной Троицы - Отца, Сына и Святого Духа». Услышав имя Троицы, бессребреник не посмел отказаться. Косма, узнав о случившемся, огорчился. Он подумал, что брат нарушил их строгий обет. Когда Косме пришло время умирать, он завещал, чтобы брата не хоронили рядом с ним. Через некоторое время умер и Дамиан. Люди не могли решить, где будет могила Дамиана. Но тут свершилось чудо: к людям пришёл верблюд, которого когда-то святые вылечили от бешенства, и проговорил человеческим голосом, чтобы, не сомневаясь, положили Дамиана рядом с Космой, потому что «не ради мзды принял Дамиан дар женщины, а ради Господа». Так мощи святых братьев были положены вместе в Ферамане (Месопотамия). По преданию и после смерти святые бессребреники совершили много чудес.
Храм деревянный несколько раз перестраивался, последний раз восстановлен в 1786 году и вновь сгорел в начале XIX века, построен уже из камня на средства прихожан в 1885 году. Однокупольное здание без колокольни имеет в основании фундамент в форме ковчега, где алтарь направлен строго на восток.
При храме освящен одноименной источник. Семь лет назад с иконы Святой Ирины началось мирроточение храмовых икон: Святой Екатерины, Неупиваемая Чаша, московской матушки Матроны и другие.
В настоящее время восстановлен и при храме действует женский скит.

В селе родился автор популярной песни 50-х годов - «Ивушка» поэт Василий Алферов.

АЛФЕРОВ ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ – ПОЭТ-ПЕСЕННИК, ЧЛЕН СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ СССР.

***
Село Валы село в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в сельское поселение Жигули. Основано в 18 веке. Село описано в дневнике путешественника Палласа в 1809 году.
Через Валы проходила дорога, связывающая многие села на Самарской Луке, проходившая от Сенгилея до Самары через Валы, Сосновый Солонец, Аскулы, Шелехметь, Рождествено. Наименование Екатериновский тракт связано с одной из реконструкций Большой дороги, по которой предполагался проезд императрицы Екатерины II.
Название связано с остатками земляных валов-укреплений средневекового булгарского поселения,которые начинались около Яблоневого оврага и доходили до южного конца Самарской Луки-села Малой Рязани.Местность эта известна под названием Муромского городка,относящегося к булгарским городам 10-13 века.
Исторические варианты названия: село (деревня) Валовка, Воловка, Сергиевское. Этимология названия: по расположению в окрестностях селения земельных укреплений, крупного средневекового булгарского поселения, так называемый «Муромский городок», по престолу приходской церкви. Народная молва позднее переосмыслила старинное название как природную особенность местности - сильные снежные заносы в зимнюю пору. Железнодорожная станция близ села названа именно Снежные Валы.
Село Валы находится на главном тракте центра территории Самарской луки. Через село проходит автомобильная трасса М5 (Москва-Челябинск).
Брусянский овраг- крупный и разветвленный овраг западной части Самарской Луки, начинающийся южнее села Валы и впадающий в Нижнюю Волгу.
Валовский овраг- центральный отрог Яблонового оврага, начинающийся к северу от села Валы, по которому он поименован.
Валовский угол-урочище близ дороги Валы - Жигули. В названии топонима нарицательное "угол" в значении "клин чего-либо, край, конец" и дифференцирующего определения, производного от села Валы
Еще одно урочище Глубокий в окрестностях села Валы. Поименовано в связи с расположением в низком (глубоком) по отношению к смежным возвышенностям месте.
Усольская церковная летопись называет датой основания Валов 1701 год, но подтверждения существования этого селения в официальных источниках нет до 30-х гг. ХVIII в., когда оно упоминается среди владений Савво-Сторожевского монастыря. Падение Меншикова в 1727 году, привело к кофискации его поволжских вотчин, которые были возвращены прежним собственникам - монастырям и казне: «В числе монастырских значилось бывшее владение князя село Александровка (звенигородский монастырь Саввы Сторожевского)». В 1762 г. в селе Валы проживало 270 душ мужского пола.
Впервые село Валы упоминается в 30-е годы XVIII века во владениях Саввинского монастыря,который здесь имел свою вотчину.Монахи не нравились местным жителям и встал вопрос об их выселении из здешних мест.Но монахам жилрсь здесь неплохо,уходить они не собирались и чтоб застолбить под собой землю объявили крестьянам:…Если кто осмелится отобрать у них село в свое владение,тот будет трижды проклят анафеме».
При Екатерине II подверглось сначала секуляризации.
Затем село становятся частью владений графа Орлова - хутор-усадьба «Валовской».Его ответ монахам был таков:»…что берет он село Валы во владение свое не своему желанию, а по воле императрицы России Екатерины Алексеевны, и что проклятие это на него вовсе и не подействует…»
После 1831 года оно досталось его наследникам.
Хутор (усадьба) «Валовской» при селе был административно-хозяйственным центром здешнего землевладения. В административном отношении числилось сначала в Самарском, а с 1851 г. Сызранском уезде Жигулёвской волости Симбирской губерни.
Население занималось сельским хозяйством. Лесным промыслом, а также извозом, торговлей, подённой и сезонной работой по найму, изготовлением обуви, одежды, другими ремёслами.
Горлик- лес восточнее села Валы. Название может быть связано с нарицательным "горлик" - "самый мелкий вид диких голубей (горлица)".
Графский хутор- урочище, в 2 км от села Валы, где располагался хутор.
Мочага- урочище в окрестностях села Валы, близ оврага Крутой.
В селе имелась церковь во имя Сергея Радонежского (1765 г.), перестроенная в 1855 году,ныне не существующая.
В 1893 году открылась первая школа.
В начале ХVIII века два участника академических экспедиций: И. И. Лепёхин и П. С. Паллас описали Муромский городок, а также городища у сёл Костычи и Печерское.
В 1925-1930 гг. В. В. Гольмстеном были осуществлены раскопки Муромского городка ..

Муромский городок.




Село Валы.
***
Село Малая Рязань- село в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в сельское поселение Большая Рязань Село находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги. Связано автомобильной дорогой с Большой Рязанью и Брусянами.
Село основано в 1770 году ,когда было выселено на берег Волги несколько крепостных крестьян из Большой Рязани.Около Малой Рязани правый берег Волги представляет небольшую отвесно обрывающуюся к Волге возвышенность.
В Рязанском овраге ,кроме обычных доломитов с ядрами и отпечатками окаменелостей,залегает твердый сливной песчаник около 15 метров.Овраг начинается в 6 километрах к северу ,у села Большой Рязани.За Малой Рязанью к дороге подходит Жабин овраг и участки леса(Змеинный лес),между которыми проходит тропа.
В 300 метрах ниже Малой Рязани на Волгу выходит Попов овраг.Недалеко отсюда находится одна из самых больших пещер Самарской луки-пещера Степана Разина.По древнему преданию Разин хотел сделать прямой выход к Волге прямо к Молодецкому кургану.В пещере много лет находилась яма ,сегодня засыпавшаяся.Коридор в камеру высотою около 5 метров,В глубине ее раньше был еще ход,сегодня тоже завалившийся и недоступный обозрению.
В 1935 году в Поповом овраге на расстоянии пятиста метров от Волги,были обнаружены залежи серного колчедана(пирита),состоящие из пропластков в голубоватосерой глине пермского возраста.
Серый колчедан используется для изготовления серной кислоты и суперфосфата.
Криссталлы пирита имеют блестящую поверхность с матово-золотистым оттенком.
Около Рязани много родников Самый большой находится на береговой дороге между Поповым оврагом и Малой Рязанью.
Крестьяне Малой Рязани раньше занимались производством точильных брусков,так как в округе много месторождений песчанника.
Гора Точильная содержит песчаник белого цвета,со светложелтыми прожилками.В Московской горе находится камень белого цвета,издающий звон во время ломки.
В горе Стрелка находится камень желтого цвета,тоже звенящий при ломке.
При Советской власти существовал колхоз имени М.И.Калинина.

Село Малая Рязань.

Село Малая Рязань.

Село Малая Рязань.
***
Село Большая Рязань основано на рубеже XYII - XYIII веков. Первоначально на месте села во второй половине XVII века было чувашское поселение. В 1670 году в Рязанском овраге, в 3 км от Нижней Волги начали расселяться русские переселенцы из Переяславля Рязанского.
Старые названия: Рязань (по месту выхода переселенцев из-под Рязани), Старая Рязань (для отличия от новой деревни с тем же названием), Брусяна (по одноименной реке), Введенское (по престолу приходской церкви). В Столыпинскую реформу из села происходили добровольные выселки на хутора. Так, от Большой Рязани отпочковалось село Малая Рязань.
Село считалось одним из самых глухих на Самарской Луке. Основным занятием крестьян было хлебопашество. Позже начали развиваться и попутные традиционные промыслы: рыболовецкий, лапотный, валяльный, прядильный, пчеловодство, гончарное дело.
До 1701 года село находилось в монастырском владении. В 1780-х годах перешло в состав Усольской вотчины графов Орловых (позднее Орловых-Давыдовых).
В 1780 году в деревне насчитывалась сотня ревизских душ. В 1792 году в селе появилась деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы с двумя престолами. В 1923 году сгорела, а построенную позже во время войны растащили.
К 1859 году в селе насчитывалось 173 двора и 1221 человек населения. В селе до наших дней дожила история про жившего в Большой Рязани колдуна черной магии - Митеньке, который сохранял свою колдовскую силу, до тех пор пока у него не выпал последний зуб
В урочище Гусев колодец, на окраине села (Натальино), было местом общественных гуляний, там же «Чертово озеро».
Пережила Большая Рязань и революцию, и трагические годы гражданской войны, в которую не миновала её «Чапанка». В феврале 1918 года в селе Большая Рязань была установлена Советская власть.
23 декабря 1929 года 39 хозяйств единоличников объединились и назвали свое объединение колхоз «12 лет Октября» (название ему присвоено в честь 12-й годовщины Советской власти),ныне не существующий.
В настоящее время в селе располагается музей истории сел Ставропольского района.

В фондах этого небольшого сельского музея, основанного в 1978 году, более 1000 экспонатов. Здесь можно увидеть археологические находки, монеты, редкие документы и книги, изделия декоративно-прикладного искусства, предметы крестьянского быта.
Музей истории сел Ставропольского района состоит из трех залов. В одном из них можно познакомиться с крестьянским бытом XV-XVIII вв. и всеми его атрибутами. Здесь есть настоящая русская печка, стол и лавки, колыбель, «красный угол» с иконами и лампадкой, сундук для приданого, прялка и множество других мелких предметов: одежда, рушники, глиняная посуда, утюги, веретена, прялка, женские туфли, мужские сапоги и т.д. Все это тщательно собиралось основателями музея и его сотрудниками по окрестным селам. Особенно богатой получилась коллекция утюгов. Один из интереснейших экспонатов - кованый сундук, в котором перевозили графскую казну.
Есть в музее и экспозиция, посвященная Самарской Луке: чучела птиц, животных и насекомых, обитающих на этой территории, а так же предметы, найденные археологами в Муромском городке, крупном городе и ремесленном центре Волжской Булгарии.
Часть экспозиции посвящена герою народных легенд и предводителю крестьянского восстания 1670 – 1671 годов Степану Разину. Считается, что именно около села Большая Рязань, в небольшой пещере, Разин скрывался со своим отрядом. Найдено и городище, которое археологи назвали «Стенькиным городком».
Во дворе музея расположена еще одна экспозиция, показывающая крестьянский двор времен основания села Большая Рязань. Здесь можно посмотреть сельскохозяйственную технику от деревянной сохи до стального плуга, есть имитация деревенского колодца и бани XVII века.

Коллекция местных минералов музея.

В 2002 году был освящён новый деревянный храм "Введение во храм Пресвятой Богородицы".

Храм в селе Большая Рязань был построен впервые в 1792 году и имел два придела: главный - В честь Введения во храм Пресвятой Богородицы, и второй, в теплом приделе, - Во имя Живоначальной Троицы. В 1929 году церковь была закрыта. Здание храма использовалось под зернохранилище и впоследствии сгорело.

В 1993 году сельчане и администрация села принимают решение о строительстве храма.

В 1995 году Самарской епархией был зарегистрирован приход села Большая Рязань, ликвидированный советской властью в 1961 году.

Новый храм, сооруженный в 2002 году из дерева в традициях русского зодчества имеет престол во имя Введения во храм Пресвятой Богородицы. В этом же году храм освещен 12 мая в праздник Антипасхи. Основным строительным материалом послужила сосна, оттого здание как снаружи, так и изнутри золотится бесконечным светом. Колокола на звоннице были отлиты в городе Воронеже.
Из прежнего разрушенного более 70 лет назад храма в новый жители села возвращают святыни: иконы, чашы, крест.

Село также хорошо известно православным жителям Ставропольского района и Самарской области своими источниками, почитаемыми как святые. Это источники во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» и во имя основателей русского монашества святых Антония и Феодосия.

Два источника:
-первый - во имя иконы Божьей Матери «Всецарица» (в народе его еще называют «Большой»);
-второй - во имя основателей русского монашества, преподобных святых Киево-Печерских Антония и Феодосия («Малый»).
Источники были освящены 7 июня 1997 год. В тени вековых осокорей вода источников сохраняет температуру +5 градусов и обладает целебными свойствами.
Вода "Малого" источника исцеляет болезни рук и ног, кожные заболевания, а вода "Большого" источника имеет особую благодать исцеляет больных от рака (подобный источник имеется только в Иерусалиме ).
"Большой" после полувекового забвения был восстановлен в течении нескольких летних сезонов. На нем соорудили часовню и поставили икону Богородицы "Всецарицы" (по-гречески образ называется "Пантанасса").
На территории родников находится купальня.

Пещера Степана Разина.
В окрестностях села Большая Рязань скрывался и разбойничал знаменитый вольный казак Степан Разин. Сохранилась здесь и пещера, в которой он укрывался со своим отрядом. Пещера находится на юге Самарской Луки, на берегу Волги, в двух километрах ниже села Малая Рязань. Войти в пещеру можно в полусогнутом состоянии, т.к. вход низкий и узкий: длинной 1,5 метра.Вход резко переходит в зал сферической формы. Диаметр подземного зала- 12 метров, высота- 4 метра, длинна- 20 метров. Вдоль соединения сводов с днищем несколько ходов, куда проникнуть можно лишь ползком.
Пещера имеет карстовое происхождение. Очень сильно оседает потолок после строительства Саратовского водохранилища и изменения уровня воды в Волге.
Местные жители находили в пещере старинное холодное оружие и другие предметы отдаленных эпох и передавали из уст в уста легенду о том, как в XVII веке Степан Разин укрывался со своими людьми:
«Пещера и вход в нее были такими, что раньше в нее въезжали, сидя на конях. А вход в пещеру, прикрытый лесом был со стороны Самарской Луки. Поэтому отряд появлялся как бы из-под земли и исчезал внезапно. Двести-триста лет назад Волга была многоводнее и заходила в прибрежные овраги. Отсюда люди Степана Разина совершали внезапные набеги на купцов, когда они проплывали мимо Жигулей. Но если судну удавалось уйти от преследователей, то казаки по реке Усе сокращали себе путь, и опережали купцов, встречая их вторично на южной стороне Самарской луки. Вот почему Разин даже хотел пробить сквозной подземный проход от пещеры к Молодецкому кургану, чтобы соединить северный берег Самарской Луки с южным».

Сегодня эта пещера и ее окрестности являются историческим памятником.
В самой чаще Рязанского леса, по опушкам которого сохранились вековые дубравы, на развилке верховий Арыкина оврага, скрыто древнее городище, которое местные жители назвали «Стенькин городок», однако археологи относят его к памятникам железного века I тыс. н.э.
Вот как описывает его А.П. Смирнов в "Отчете Куйбышевской экспедиции за 1954 г:

"Городище расположено на расстоянии около 2,5 км к востоку от с. Большая Рязань в Сосново-Солонецком районе Куйбышевской области. Местными жителями было указано на наличие второго городища, рядом с первым, составлявшее с ним, по-видимому, единый комплекс укреплений. Расположено оно на небольшом мысу, окружено с двух сторон глубокими оврагами, а с третьей укреплено высоким валом и глубоким рвом. Высота площадки 1-го городища над уровнем дна рва, расположенного между двумя городищами - 4 м. Площадь 1-го городища 36х28 м, т.е. 1010 кв. м".

Бывший дом лесничего Орловых –Давыдовых.

***
Село Переволоки. Сельское поселение Переволоки - муниципальное образование в Безенчукском районеСамарской области.
Административный центр - село Переволоки.Его природные достопримечательности.
Плицин Колок -лес в окрестностях села Переволоки близ оврага Рубежного. В названии этого леса имеется дифференцирующее определение с притяжательным суффиксом -ин-, что дает основание усматривать здесь антропонимическую (по прозвищу или прозвищной фамилии) основу . Бездонный овраг-небольшой овраг, впадающий в Нижнюю Волгу между селами Малая Рязань (в 2 км к западу) и Переволоки.
Битый овраг- небольшой овраг, впадающий в Нижнюю Волгу между селами Малая Рязань и Переволоки. По мнению историков топоним образован от глагола "бить", видимо, в значении бить, добывать камень, щебень.
Ближний овраг- овраг Переволокского водораздела, находится южнее села Переволоки, по близости к которому поименован .
Варламов овраг-небольшой овраг, впадающий в Нижнюю Волгу между селами Малая Рязань и Переволоки.
Виннокуренный овраг- небольшой овраг, впадающий в реку Усу в районе села Переволоки. Вершина Виннокуренного оврага подходит близко к вершине волжского Попова оврага. По мнению историков топоним-прагмоним обусловлен практиковавшимся в окрестностях оврага винокурением.
Волков овраг-овраг в окрестностях села Переволоки. Топоним с антропонимической (фамильной) основой. Возможно, происхождение названия по месту обитания волков.
Золотой(долгий) овраг-небольшой овраг, впадающий в Нижнюю Волгу в 2 км вверх по течению реки от села Переволоки. Второе название - Золотой овраг - связано с обнажениями горных пород с участием пирита.
Жигулевский перевоз-место на Самарской Луке (волок) в окрестностях села Переволоки, где переправлялись суда из Волги в Усу и обратно.
Ивкин Колок-участок леса вблизи дороги из села Переволоки в село Большая Рязань. По мнение историков топоним образован от имени Ивка (уменьшительное от Иван или Иона) и нарицательного "колок", то есть "лесок, роща".
Коротенький овраг-овраг, впадающий в Нижнюю Волгу между селами Малая Рязань и Переволоки.
Леотьев овраг-овраг Усинского берега, вершина которого подходит к селу Переволоки.

В состав сельского поселения Переволоки входят:
-село Переволоки,
-посёлок Дружба,
-посёлок Заволжский,
-деревня Красноселки.
Градообразующие предприятия:
-ГУП ОПХ «Красногорское»
-НПС «Красноселки»
-ООО «Заволжское»
-ООО «Семмаркет»

Двухпрестольная церковь Покрова Божьей Матери и Василия Великого в Переволоках была построена в 1851 году прихожанами при содействии графини Орловой-Чесменской . Престолов в нем два: главный (холод.) в честь Покрова Пресвятые Богородицы и в приделе (тепл.) во имя св. Василия Великого."

В ранние годы советской власти Красная Армия проводила карательные операции против прихожан церкви, а в 1936 году было решено ее взорвать. Жители попытались воспрепятствовать, многие были расстреляны и брошены умирать внутри церкви. Некоторое время спустя оставшиеся жители смогли похоронить всех. Рядом с церковью стоит большой деревянный крест - это и есть братская могила.
В 1936 году храм был закрыт и разрушен. В настоящий момент от храма остались фундамент и несущие стены, а также решетки на окнах.
Фундамент бывшего здания состоит не из одного, а из двух слоев известняковых блоков, разделенных несколькими слоями кирпича. Нижнего слоя известняка практически нигде не видно, он под землей. Неподалеку от церкви установлены два креста. Первый деревянный - над безымянной могилой, второй мраморный - в память о разрушении храма.
При советской власти был колхоз «Правда»,организованный 15 сентября 1929 г.
***
Село Жигули - село Ставропольского района Самарской области. Центр одноимённого сельского поселения.Находится в центре плато Самарской Луки.

Низкогорный участок, образовавшийся на сильно приподнятых пластах известняково-доломитовых пород вдоль северного края Самарской Луки. В пределах Малой Самарской Луки Жигули вытянуты в виде хребта (Главного Жигулевского хребта) с запада на восток от Усинского Кургана до горы Белой. Общая площадь этого района 21799,1 га, из них 8794 га на территории Жигулевского заповедника, остальные в национальном парке "Самарская Лука". Иногда этот низкогорный участок расчленяют на три района - Центральные Жигули (на территории Жигулевского заповедника), Западные Жигули и Восточные Жигули. Природно-исторический объект Жигулевского заповедника и национального парка "Самарская Лука".

Изначально село Жигулевка находилось на самом берегу Волги,у подножия Усинского Кургана,в устье Жигулевского оврага.Спустя года в виду отдалености полей и неудобства проезда
к ним,жители переселились вверх по Жигулевской Трубе. Новое село переименовали в Жигули.
Село основано в 1660 году и названо по прозвищу Семёна Григорьевича Жегуля, переселенца из Великого Устюга. Относилось к Усольской вотчине Савво-Сторожевого монастыря до 1701 года.
Позже вошло в состав имения графа И. Г. Орлова, являясь волостным селом.
В 1770 году часть жителей переселилась в Екатериновку,расположенную на левом берегу Волги.Причина смена жительства бесконечные стычки крестьян с помещиками-монахами и земельная тяжьба с графом Орловым.

В 1840 году была открыта сельская школа. В 1865 годе в селе была построена деревянная Вознесенская церковь, а в 1881 году при ней появилась благочинненская библиотека. Кроме православных в селе насчитывалось полторы сотни раскольников.
В селе размещался Жигулевский хутор Жигулёвско-Приволжского имения Орловых-Давыдовых со штатом в 47 человек и Главная контора по управлению имением и делами. Имение специализировалось на торговле лесов, разведении племенных лошадей, зерновом хозяйстве.
В 1780 году село Жегулиха вошло в состав Самарского уезда Симбирского наместничества.
В 1796-1851 годах село входило в состав Симбирского уезда Симбирской губернии, с 1851 года - в состав Сызранского уезда Самарской губернии.


В 1917 году имение было национализировано, 9900 га пахотных и луговых участков перешли в ведение Сызранского уездного земельного комитета.

В феврале 1918 года в селе была установлена советская власть.
В 1925 году в селе появилось сельскохозяйственное кооперативное объединение «Замонастырское», которому были переданы участки, ранее принадлежавшие симбирскому Покровскому монастырю.

В 1928 году село перешло в состав Жигулёвского сельсовета Самарского уезда Самарской губернии.
В 1929 году село вошло в состав Ставропольского района Средне-Волжского края.
С 1937 года село относится к Молотовскому району Куйбышевской области.
С 1941 года село вошло в состав Сосново-Солонецкого района Куйбышевской области.
С 1960 года входит в состав Жигулёвского района Куйбышевской области.
С 1963 года в составе Ставропольского района Куйбышевской области (с 1991 года - Самарской области.)

В 1929 образован животноводческий совхоз «Жигулёвский» Свиноводтреста, а в 1930 - колхоз «Красные Жигули».
В 1930-1935 годах в селе также действовал Жигулевский опытно-показательный леспромхоз.
В 1953 году был создан большой совхоз «Жигули»,ныне не действующий.
В 1963 году в Жигулях насчитывалось 480 крестьянских дворов.

В 2006 году было создано сельское поселение Жигули.

Природными достопримечательностями села Жигули является Молодецкий Курган, с вершины которого открывается чудесная панорамана Волгу и окрестности:Усинский Курган,Борковку,Ставрополь(Тольятти),Сенгилей.Волга разлилась вокруг Кургана захватив своим разливом устья Усы и Усолки.Позади кургана видны Жигулевсие горы,окаймляя устье реки Усы.С востока к нему подходит Задельный овраг.На юге он соединяется с плоскогорьем.Более подробное описание кургана в 35 части.
Жуков овраг-крупный овраг в северо-западной части Самарской Луки, берущий начало в окрестностях села Жигули и впадающий в реку Усу. Роща на склонах одноименного оврага называется Жуков Колок.

Опубликовано: 2019-06-24 11:20:17
Количество просмотров: 202
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии