Последний визит: 2019-11-12 16:51:21
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

Эссе о собаках.

По поводу происхождения собаки существует много научных гипотез . Из всех животных это единственное существо,приносящее радость и удовольствие для человека,самое преданное и верное , готовое в любую минуту защитить своего хозяина.Сколько написано художественных произведений и очерков про подвиги четвероногих ,сколько памятников возведено в честь собачьей доблести ,сколько фильмов снято о разных судьбах этого животного,сколько пропето дифирамбов,песен,сочинено легенд , сколько написано замечательных книг про истинно настоящего друга человека. Поэтому и ученых во все века интересовал вопрос происхождения , одомашнивания и роли собаки в жизни человека.Ведь она занимает неотъемлемую часть нашей жизни.Ее не только одухотворяют ,но и связывают с высшими божественными силами природы.Она –герой огромного количества мифов ,легенд,сказаний,поговорок,пословиц.Нет ни одной страны мира,где человека не сопровождала по жизни верное существо-собака.

Одни ученые считают ее потомком койота (лугового волка, живущего в Северной и Центральной Америке) далёкого предка дикой собаки. Другие находят общего волкообразного предка у собаки и волка, от которого на определенном этапе эволюции сформировались два близких вида. Третьи думают, что в собаке течёт кровь и волка, и лисицы, и шакала, предполагая , что эти виды могут между собой скрещиваться и давать способное к воспроизведению потомство.
Большинство ученых мужей спорит за то,что первым был волк, а великое многообразие существующих ныне собак рассматривает как результат многовекового естественного и искусственного отбора. Но последние археологические находки полностью отрицают такое происхождение собак. Многочисленные научные эксперименты по получению нового вида, например ,скрещивание собаки и волка, не увенчались успехом. Гибриды (вплоть до 16 поколения) остаются гибридами – истеричными, антисоциальными, пассивно-агрессивными. Черепа древних собак значительно отличаются от черепов древнего волка, когда ,в сущности, они должны быть очень схожими. Волка невозможно одомашнить. Приручить, применяя определенную технику общения – да.
Если собака произошла от еще более диких, древних волков, как люди сумели за столь короткий промежуток (в сравнении с историей планеты) так тесно подружиться с этими животными? И, наконец, недавно выяснилось, что собака с точки зрения генетики ближе к койоту, а не к волку.Кстати, именно койоты и шакалы могут в период длительного отсутствия еды подойти к селению и крутиться неподалеку, выпрашивая подачку или воруя тайком отходы. По одной из научных теорий так вели себя дикие предки собак. А волк не станет кидаться на отбросы. Скорее, в составе стаи, может напасть на людей, посчитав их легкодобываемым лакомством.

Многие ученые склоняются к тому, что собаки, несмотря на столь схожий генотип, происходят от нескольких доисторических видов. Скорее всего, существовал некий вид, от которого в ходе эволюции произошло несколько очень схожих видов, близкородственных, но имеющих какие-то отличия. Вероятно, многие из них вымерли. Более удачливые и стали предками современных собак.
До сих пор на разных территориях находят фрагменты скелетов доисторических собак, которые относятся примерно к одному периоду, но сильно отличаются размерами, строением и другими параметрами. ДНК ездовых собак севера имеет большое сходство с ДНК динго, что отличает их от всех других пород. А это уже как минимум два предка. И, кстати, сходства с полярными волками меньше, чем с динго.
Изучая происхождение пород собак, ученые проводили многочисленные исследования по межпородному скрещиванию. Результат оказался удивительным: все метисы очень похожи друг на друга, внешняя разница стирается. Это означает, что имея однообразный материал (единого предка), люди не смогли бы вывести столько пород. В конце концов, собаки стали бы походить друг на друга, отличаясь лишь размерами и цветом шерсти.

Как бы не сложилась история происхождения собак,мир одарил человечество преданным и человеколюбивым существом,не способным на обман,подлость,предательство и ненависть.И если и случаются исключения из правил,виноват в этом сам человек,а не животное.
Одомашнивание началось почти одновременно на различных территориях планеты. И сразу человечество стало обожествлять четвероногое существо,придумывать огромное количество фантастических образов, историй,легенд,мифов и внедрять их в сознание людей для передачи информации каждому последующему поколению…
***
В древней Индии охотничий пес с 4 глазами был верным другом Индру -царя богов и повелителя небесного царства, громовержца ,бога дождя и змееборца; бога войны, возглавлявшего других богов в их противостоянии асурам. Если где-то смерть подступала к воротам дома,пес будил бога , боролся со змеей, которая каждую ночь пыталась
забрать души больных людей. В "Авесте", священной древнеперсидской книге, так и написано, что» умом собаки держится мир и собака — наиболее чистое божественное животное, обладающее некой мистической силой для борьбы с полчищами духов мрачного Аримана(в персидской мифологии бог тьмы , разрушающих сил природы, болезней, неурожая, ядовитых растений, хищных зверей, Ему покорны все духи зла, он властелин смерти и мрака.) В этой книге предписывается заботиться о собаках: голодную собаку надо покормить; когда щенку исполнится шесть месяцев, его должна кормить семилетняя девочка. Забота о собаке вменяется в такую же обязанность, как охрана огня.
***
Четырехглазый пес также олицетворял бога мертвых Яму,который по древнейшим представлениям, был богом солнца , являясь близнецом луны.Глубокая порядочность великого владыки позволила ему отказаться от своего бессмертия и совершить первое в Индии жертвоприношение (самопожертвование), которое стало основой возникновения мира и человечества.С тех пор его стали звать- Царь смерти и справедливости.
В Индии очень популярна йога для собак, занятия которой проводятся в специальной школе йоги. Примерно двести человек, в основном женщины, регулярно приводят своих питомцев на часовые занятия. Поклонники этой школы утверждают, что йога поможет избавить животных от дурного глаза, наветов и всякого рода болезней.
***
В мифах качари –народа,проживающего на северо-востоке Индии фигурируют две собаки, охраняющие по ночам слепленные богом из глины фигуры людей.
***
В мифах куми ,проживающего на северо-востоке Индии, глиняные фигурки людей каждую ночь губила огромная змея. Собака, созданная богом, вступала в борьбу со змеей и будила бога,призывая его на помощь.
***
Монгольские кочевники считают, что четырехглазая собака собака умеет молиться. Под этим они подразумевают привычку «четырехглазых банхаров» застывать с закрытыми глазами. Пастухи верят, что в это время они молятся о благополучии своих хозяев, а потому называют таких собак «зуугин нохой», что означает «молящаяся собака».

Считается, что такие собаки получили благословение самого Будды и в следующей жизни обязательно воплотятся в облике человека. После смерти такую четырехглазую собаку обязательно хоронили на самой высокой точке, головой к югу, дабы в следующей жизни она обрела рождение в Тибете – ближе к Учению Будды.

Мнение о том, что четырехглазая собака способна видеть душу людей, а также отгонять злых духов своим лаем присуще не только тибетцам и монголам,но и другим народам мира.
В мифологии народов коми именно четырехглазая собака способна видеть духов и отгонять их своим лаем. Шаманы республики Коми отдают свое полное предпочтение именно таким собакам. У коренных жителей Сибири с этими собаками связанно немало легенд.
***
У древних египтян собака была священным и почитаемым животным.Еще в незапамятные времена завезли их с Тибетского плоскогорья в Древнюю Месопотамию.
Изображения фараоновой собаки, известной свыше 5 тысяч лет, находили в усыпальницах египетских фараонов и на саркофагах египетской знати. На кладбище к западу от пирамиды Хеопса в Гизе археологи обнаружили надпись о погребении фараоновой собаки по кличке Абутыо. По повелению владыки Верхнего и Нижнего Египта эту собаку захоронили, как погребали известных вельмож.

По поверьям древних египтян -собака - важнейший элемент в заупокойном культе усопших. Она - страж преисподни спутник загробного существования душ.
В Египте бог мертвых,глава загробного мира,хранитель ядов и лекарств Анубис представлялся жителям в виде человека с головой собаки или шакала.Он сопровождал души усопших в зал судилища, где взвешивались их сердца (символ души) на специальных весах, уравновешенных истиной. Одной из его важнейших функций была подготовка тела покойного к бальзамированию и превращению его в мумию. Изображения Анубиса сохранились на стенах погребальных камер и гробниц. Статуя этого бога украшала храм Изиды и Озириса, гробницы в катакомбах Ком-Эль-Шугафа, являющихся одним из известных мест древнейших погребений в Александрии.
Анубис тесно связан с некрополем в Фивах, одном из крупнейших городов и культурных центров Древнего Египта, на печати которого изображался лежащий над девятью пленниками шакал. В честь Анубиса, египтяне построили город Кинополис. Если кто-то из обитателей других городов убивал собаку из Кинополиса, жители города считали это достаточным поводом для объявления войны. Пытавшихся спрятать тело убитой собаки, искали , находили и поступали с ними строго по закону. Отсюда и пошло выражение: "Вот, где собака зарыта!"
Если рассказать о происхождении Анубиса- он был сыном Осириса и Нефтиды. Жена Сета Нефтида влюбилась в Осириса и, приняв облик Исиды, совратила его. В результате любовных игр родился бог Анубис. Испугавшись возмездия за измену Сета , и опасаясь мщения со стороны сестры Исиды, Нефтида бросила младенца на берегу моря в камышовых зарослях, где его потом нашла богиня Исида с помощью собаки ,которая впоследствии и стала его кормилицей. Младенец выжил и превратился в бога с телом человека и головой собаки. Спуся годы Осирис был убит своим братом, богом Сетом, желавшим занять его трон. Тело бога было разрублено на мелкие куски.Анубис по просьбе бога Ра,стал помогать Исиде собирать части тела Осириса и принял участие в бальзамировании собранного тела Осириса. Единственная часть тела Осириса,которая не была найдена, его пенис,съеденный рыбами. Исида вылепила фаллос из глины ,освятила его и прирастила к телу Осириса. Превратившись в самку коршуна — птицу Хат, Исида распластала крылья вдоль мумии Осириса, произнесла волшебные слова и забеременела.. В результате родился сын Гор .
Можно отметить и тот факт, что обязанности палача в Древнем Египте ,как правило исполнял жрец в маске Анубиса.Такой высокий статус был у этого человекособачьего существа,которым награждали и человека.
***
В египетской мифологии также упоминается Инпут - богиня загробного мира Дуат.
Она изображалась в виде женщины с головой собаки. В Кинополисе она считалась женой Анубиса. Некоторыми почиталась как женская форма Анубиса.
***
Исдес изображался в виде крупного чёрного пса, подобно тому, как Анубис изображался в виде шакала. В поздний период также отождествлялся с Анубисом.
***
В античной египетской иконографии с собачьей головой изображался бог мудрости Тот( бог мудрости, знаний, Луны, покровитель библиотек, ученых, чиновников, и мирового порядка).
***
В некоторых древних странах собаке "поручались" не только души людей, но и тела усопших. Там считали, что именно желудок животного - лучшее вместилище души покойного .
***
В древнегреческой мифологии однажды ,сын Зевса, Апполон стал смеяться над богом любви Эротом. Мол, какую власть имеет подросток-недоросток над людьми с его детскими стрелами? Сын богини красоты Афродиты ,Эрот сильно обиделся. Чтобы показать, что его власть распространяется не только на людей, но и на небожителей, он метнул в сердце Аполлона стрелу любви к нимфе Дафне. А в нее он пустил острие антипатии. Это была любовь, обреченная на отказ. Если бы не вторая стрела, Аполлон и Дафна, возможно, достигли бы близости. Но отвращение вкупе с обетом целомудрия заставили нимфу выказать сопротивление богу-Солнцу. Не привыкший к такому приему, Аполлон стал гнаться за нимфой, как описывает Овидий, подобно охотничьей собаке за зайцем. Тогда Дафна взмолилась к своим родителям, богам реки и земли, чтобы они помогли ей изменить ее облик. Так прекрасная нимфа превратилась в лавр. Только горсть зеленых листьев осталась в руках у преследователя. В знак своей отвергнутой любви Аполлон всегда носит лавровый венок. Эти вечно зеленые ветви являются теперь символом триумфа. Вот так жизнь меняет содержание некоторых понятий.
***
Древнегреческий философ Плутарх ,родившийся в 45 году до нашей эры, любил изучать не только особенности человеческой души,но и психологию животных.И всегда считал,что собака символизирует «консервативное, бдительное и философское начало в жизни».
***
Древнегреческих философ Сократ,родившийся в 469 году до нашей эры,всю жизнь пытался найти рациональное в человеческих суждениях, делах , поступках.Он считал,что добро есть порождение знаний и человек,крепкого и твердого ума не способен на зло,подлость,высокомерие,подлог,измену и прочие неблаговидные поступки.
Собака в Древней Греции почиталась за существо разумное, надежное,преданное до смерти хозяину.Она вольготно проживала вместе с человеком и пользовалась привилегиями ,которыми не пользовались многие рабы и слуги. Почти каждая греческая семья держала собаку, используя ее для охоты, охраны, игр и просто для души. По свидетельству древнегреческого историка Геродота, в Древнем Египте собаке отводилась роль не только охотника, охранника, друга подрастающего поколения, и ,конечно, божества.
Смерть собаки вызывала у хозяев глубокий траур. Во время прощания с домашним питомцем , окружение усопшей собаки плакало и причитало , так же,как при потере родственника. Тело собаки бальзамировали, обертывали тонкими дорогими тканями и торжественно относили на специальное кладбище для собак, существовавшее в каждом городе. На месте захоронения сооружали красивые надгробия с литературными эпитафиями .В соответствии с существующим обычаем, во время смерти собаки хозяева брили себе головы и длительное время не прикасались к еде.
Была и у Сократа собака,в которой он души не чаял и какую бы клятву не давал,исключительно именем своего пса.
Его любимый афоризм вскоре стал крылатым выражением -Чем больше узнаю людей, тем больше ценю мою собаку!
***
Любил собак и другой грек-эпатажный и аскетичный Диоген,родившийся в 412 году до нашей эры.Преклонял колени перед каждой бродячей собакой,считая ее символом свободы и обращался к ней исключительно с почтением и глубоким уважением.
Как-то в Аттике,где проживал философ,оказался Александр Македонский, пожелавший познакомится с оригиналом ,пропагандирующим идеи космополитизма,живущем в бочке и из вещей ,имеющим только одно дырявое полинялое одеяло. Великий полководец долго ждал прихода философа,но так и не дождавшись ,сам отправился к нему в Кранию ( гимназию неподалёку от Коринфа).Самодостаточный и гордый Диоген грелся на солнце.
Александр подошёл к нему и сказал:
-Я — великий царь Александр!
-А я, — ответил Диоген, — собака Диоген».
-И за что тебя зовут собакой?
-Кто бросит кусок — тому виляю, кто не бросит — облаиваю, кто злой — кусаю.
-А меня ты боишься? — спросил Александр.
-А что ты такое, — спросил Диоген, — зло или добро?
-Добро — сказал тот.
-А кто же боится добра?
Помолчав, Александр сказал:
-Проси у меня чего хочешь!
-Отойди, ты заслоняешь мне солнце — сказал Диоген и продолжал греться под солнечными лучами.
На обратном пути, в ответ на шутки своих приятелей, которые смеялись и злословили над философом, Александр сказал: «Если бы я не был Александром, то стал бы скорее Диогеном»…
***
Крепость древнегреческого города Коринф,всегда привлекала внимание иноземцев своим удачным географическим расположением . Являясь самой высокой точкой над морем,с нее,как со сторожевой вышки, прекрасно был виден весь Коринфский перешеек,находившийся под круглосуточным присмотром греков . В древности греки держали собак во всех своих крепостях, доставшихся после победы над Ксерксом, персидским царем, правившим в 486—465 годах до н. э. Этих могучих сильных собак разводили в области Молоссии для нужд армии. Отсюда и пошли известные нам сейчас крупные представители молоссов-Бордосский дог, Мастиф,Немецкий дог, Ротвейлер, Ньюфаундленд, Немецкий боксёр, Шарпей.
До наших дней дошла такая легенда.В 4 веке до нашей эры
Коринфскую крепость со стороны моря охраняло 50 четвероногих стражей - крупных выносливых и сильных молоссов из древней Греции. Когда в полночь к Коринфу бесшумно приблизилась и высадилась на берег вражеская флотилия, рассчитывая врасплох застать крепость, прекрасно вооруженные и уверенные в победе воины удивились и испугались, увидев горящие в темноте глаза и услышав грозный лай,похожий на демонический злобный рев. Собаки с яростью набросились на нежданных гостей, но те обнажили свои короткие мечи и заслонились щитами. Вооруженные лишь острыми клыками собаки бесстрашно бросались на врагов, но противостоять мечам и дротикам отважные псы не могли – слишком неравными были силы.
И лишь один из них ,самый крепкий,отважный пес ,порванный в клочья, с окровавленной шерстью, по кличке Сотер, ловко уворачивался от ударов врагов, вонзая в неприятеля свои грозные клыки. Псы были обучены не покидать место схватки, поэтому один за другим падали ,растерзанные,залитые кровью,со стеклянными глазами , с пеной у рта и победоносным взглядом. Оставшись один, Сотер оказался в кольце окруживших его врагов.О чем думала собака в тот момент-о дерзкой победе или неизбежной гибели? Выбора не было –пес поднял свою разодранную,окровавленную морду к звездам,мерцающим ,как ангелы в ночи и душераздирающе завыл, призывая жителей Коринфа на помощь. Жуткий вой сильной и волевой собаки разбудил воинов Коринфа. Крепко спавшие и ни о чем не подозревавшие ,они схватившись за оружие ,выступили на защиту родного города. В итоге враг был уничтожен,выжившие бросились в бегство.
По постановлению Сената отважному Сотеру надели на шею серебряный ошейник, на котором была выгравирована надпись: «Сотер – защитник и спаситель Коринфа». Позже в память о сорока девяти собаках, бесстрашно защищавших крепость, и храбром Сотере в далеком IV веке до нашей эры был воздвигнут мраморный. памятник.
***
Один из главных представителей философской школы киников,древнегреческий философ Антисфен, утверждал, что жить следует «уподобляясь собаке», т.е. в полном согласии с природой. Киники, как анархисты древности, отвергали государство и другие политические институты, считали ненужной обузой семью и собственность, отрицали науку, культуру, искусство и прочие вещи. Довольствущиеся малым, они стремились к максимальной независимости от общества.
***
Когда-то крепость Абаата в Старой Гагре ,построенная более 15 веков назад, то ли римлянами, то ли местным племенем абазгов,(до сих пор учеными не удалось доказать) имела ночной патруль из двухсот собак, состоящих на казенном довольствии .Вечерами их выпускали из крепости. Они бегали вокруг стен и в случае опасности начинали отчаянно лаять, что служило сигналом для подъема гарнизона.
***
Согласно греческой мифологии, трехголовый пес Цербер-сын Тифона и Ехидны со змеинным хвостом, с шипящими змеями на шее, с капающей из пасти ядовитой слюной сторожил выход из подземного царства Аида, чтобы души мертвых не могли вернуться в общество живых.И если кто-то пытался вырваться наружу,того он разрывал на части.Хорошо это описано у Данте в его великом произведении «Ад». И чтобы злой пес не съедал тела усопших,родственники покойника клали в его гроб медовые пряники,чтобы задобрить суровый нрав Цербера.В Аид заходили все,но не выходил никто.Так шла «игра в одни ворота».
Эврисфей пообещал свободу Гераклу взамен того,что если тот Цербера из Аида отправит в Микены.Условие было одно-победить злого пса нужно было без оружия голыми руками. Схватка между могучим Гераклом и не менее сильным и изворотливым Цербером была длительной и жестокой.Но последний ,не выдержав,сдался и в итоге оказался у стен Микен.Эврисфей,увидев страшное чудовище,чуть не упал в обморок от страха и попросил Геракла вернуть пса обратно в Аид,что было и сделано.Но во время пребывания среди живых Цербер раскидал свою кроваваю слюну по земле, в этих местах вырос цветок аконит.Это растение семейства лютиковых,очень красивое с синими яркими цветками,но очень ядовитое,не используемое даже в медицине,от которого умирают даже пчелы,случайно глотнув коварного нектара.Свое название растение получило по имени города Акони,где расплескалась собачья слюна.Но быстро нашлись ушлые женщины Медея и Геката ,которые стали использовать Аконит в неблаговидных делах.
***
В царстве Аида, на берегах священной реки Стикса, водились страшные,похожие на чудовищ, собаки. Они сопровождали свиту богини Гекаты- богини лунного света,покровительницы ведьм и всякой прочей нечистой силы. Темными безлунными ночами она спускалась на землю, блуждала по дорогам ,обходила могилы грешников. На мирно спящих людей она насылала кошмары и тяжелые сны, от которых они просыпались в холодном поту и дрожи или вообще не просыпались,отправившись в мир Аида.Геката считалась помощницей в колдовстве,все колдовские обряды проходили только с ее участием,все ее волшебные чары обретали неизбежность благодаря ее усердным стараниям. И чтобы задобрить ее, люди приносили ей в жертву собак.
В одном из древнегреческих мифов рассказывается, что Орфей-певец и музыкант,играющий на золотой лире, пытался вернуть свою жену Эвридику из царства мертвых. Заворожил могучего страшного сторожа Цербера своим пением,очаровал Аида и Персефону-богиню царства мертвых- так,что те поддались искушению и отпустили несчастную женщину в мир живых.
***
Другой известный греческий миф .Сивилла,пророчица,предвещающая будущее, покровительствовала бежавшему из разрушенной Трои Энею(в древнегреческой мифологии герой Троянской войны из царского рода дарданов) и помогла ему спуститься в подземное царство Аида, бросив Церберу лепешку со снотворной травой. Голодный Цербер проявил непростительную слабость,но ничто не вечно,даже всепоглощающие душу принципы,которые,как мы считаем,вечны и непоколебимы.
***
Любовь и уважение к собаке древние греки перенесли и на небеса. Восход самой яркой бело-голубой звезды в созвездии Большого Пса — Сириуса — у афинян означал начало нового года.Прототипом небесного пса греки считали собаку Ориона,знаменитого охотника, отличавшегося необыкновенной красотой и великаньим ростом.
***
Один из известных подвигов Геракла-древнегреческого мифологического героя,сына Зевса и Алкмены.
Эврисфей (двоюродный брат Геракла)поручил ему пригнать в Микены-древний город в Арголиде,разрушенный до основания в наши дни, коров великого Гериона. Последний был великаном с острова Эрифия,чудовище,тело которого состояло из трех человеческих тел,шести рук ,ног и крыльев.Три правые руки крепко держали копья. А тир левые -щиты.Три головы защищались тремя непробиваемыми шлемами.
И зачем эти парнокопытные понабились с острова Эрифея,добраться до которого можно было бы только, обогнув половину земного шара?Но как говорится цель важна,стратегия расписана по пунктам,тщеславие и гордость за будущую победу окрыляют.Немного поднатужиться,потерпеть,слукавить с встающими на пути врагами,кого обмануть,кого отправить в мир иной.В итоге Геракл превзошел все ожидания божественных лиц и добрался до нужного места.Но тут случилась неожиданность. Двухголовый пес по кличке Орф ( в переводе с греческого –предрассветный сумрак) сын Тифона и Ехидны ,старший брат Цербера,пас коров чудовищного великана Гериона и выполнял эту должность с утроенным рвением.Увидев чужеземца на родной территории пес тут-же бросился на врага,раскусив все его злостные намерения.Но Геракл необычно был силен,одним ударом дубины с первого раза переломил хребет бесстрашному псу.
И как не старался Герион,коровы все-же оказались в Микенах.Да только предназначение их было довольно печальным–стать жертвоприношением великой богине Гере.Как говорится удобрений как говна в навозе,а на грядке –один огурец и тот червивый.
***
Многие видели в национальной галерее Лондона картину Пьеро ди Козимо-итальянского живописца флорентийской школы - «Смерть Прокриды».На ней изображены мертвая женщина,сатир,склонившийся над ней и рядом сидящий пес Лелап.
Лелап — персонаж древнегреческой мифологии. Это заколдованный пёс, которому на охоте не было равных-ни зверь,ни птица не могли ускользнуть из цепких зубов Лелапа. Зевс приставил его стражем к Европе, и тот перешел по наследству к Миносу. Позднее Прокрида исцелила Миноса от болезни, и тот подарил ей чудесного пса. По другой версии, собаку подарила Прокриде Артемида. По редкой версии, это подарок Эос(богини зари) возлюбленному Кефалу-сыну Гермеса и Герсы. Но это уже не важно.Собаку дарили как драгоценность,значит достойнее подарка найти в те времена было сложно.После смерти Прокриды собака досталась Кефалу, сбежавшему в Беотию.
В Беотии в местечке Тевмесс Кефал во время охоты выпустил собаку на Тевмесскую лисицу, которую не могла догнать ни одна собака, и обе превратились в камень. (согласно Овидию, в мраморные статуи). По одной из версий, только лиса превратилась в камень, а пёс стал созвездием Большого Пса.
***
Превыше всех прочих достоинств греки ценили в собаке верность. Гомер-древнегречский писатель и сказитель- в «Одиссее» описывает, как Аргус, некогда красивый и разумный пёс, один-единственный раз не узнал своего хозяина, вернувшегося с войны, а когда узнал, то умер от радости. С другой стороны тот же Гомер считал,что собака –существо не ведающее ни стыда ни совести, но является добропорядочным проводником людей в мир иной.
***
Не только добродетель и преданность приписывали собакам,но и считали их злыми духами,приносящими несчастья и неизлечимые болезни людям. В XV веке в Европе полагали, будто собака дружит с темными силами. Прежде всего это касалось особей черной масти. Черная собака и Люцифер в мышлении средневекового человека ассоциировались со зловещим союзом сил мрака.
В тогдашней Европе широкое распространение получило следующее предубеждение: собаки обладают способностью общаться со всякого рода потусторонними силами. Случалось, что ни в чем не повинных собак - в первую очередь черных - на процессах "ведьм" казнили повешением.
***
Согласно высказываниям четырех древнегреческих писателей родственников,именующихся одним именем Филострат,или кого-то одного из них(история не уточняет обстоятельств)- во время чумы в Эфесе(древний город на западном побережье Малой Азии, при впадении реки Каистр (современный Малый Мендерес )Аполлоний Пианейский приказал людской толпе побить камнями одного нищего старика. Когда после казни разрыли груду камней, покрывавшую убитого, под ней оказался труп собаки. Эпидемия после этого сразу прекратилась.
***
При завоевании Египта в 525 году до нашей эры древнеперсидским царём Камбизом использовалась мощь тяжёловесных мастифов.
Вероятный предок современных мастифов — тибетский мастиф, обитавший в горах и впоследствии распространившийся в Персии, Ассирии, Вавилоне, Египте, а позже — и в Греции. В ходе археологических раскопок в городе Ниневия обнаружена ваза 612 года до нашей эры; на вазе изображена крупная собака с огромной квадратной головой и в броне.
50 тысяч мастифообразных собак, закованных в кольчуги, Александр Македонский использовал на войне с персами. В Великобританию эти собаки попали вместе с кельтскими племенами, пришедшим из Малой Азии в IV-III веках до нашей эры После поражения персидской армии, возглавляемой царём Ксерксом примерно в V веке до нашей эры, мастифы перешли в качестве военных трофеев грекам и использовались в целях разведки, борьбы со шпионами, несения сторожевой службы.
***
В древней Мексике собак приносили в жертву мертвым для сопровождения в загробный мир и их хоронили вместе с покойником.Было также поверье-рожденному в день собаки предначертано было быть властелином и покорных одаривать богатыми дарами.
Шолотль в Мексике был богом всех духов, уродов, болезней, сумерек, огня, невезения, преступного мира, молний, планеты Венера, вечных звёзд, властелином ночи и подземного мира, а также проводником душ в загробный мир Миктлана. Изображался в виде человека с собачьей головой Изначально Шолотль являлся хранителем Солнца в момент ночи. Он сталкивал светило в океан, вызывал закат, а потом, не смыкая глаз с жёлтого карлика, смотрел как он проходит через подземные миры. Сапотеки изображали Шолотля низвергающим с неба огонь, либо наоборот, поднимающим пламя в небеса. Они считали, что он пришёл к ним с южных неведомых земель. Примечательно, что более ранние народности очень боялись этого бога, считая его бесформенным чудовищем из глубин Вселенной, который порождал себе подобных уродцев, убивающих всё живое на планете Земля. Согласно мифу о массовом жертвоприношении богов, изображался Шолотль с пустыми глазницами. Когда ритуал был совершён, взошло Солнце и выжгло глаза плачущему Шолотлю. Слёзы о смерти его богов-братьев кипели и съедали угасающие ткани глазниц.
У майя Шолотль отождествлялся со зверем в виде голой собаки, которую породили молнии. В то же время, с общепринятым представлением семейства псовых этот "пёс" не имел ничего общего. Он более похож на изуродованного тапира с обрезанным до основания хоботом.
Последним знаком мексиканского зодиака,представляющим период хаоса,когда не было времени,была собака,символ смерти и воскрешения.
***
Бог в образе собаки существовал в различных племенах Эфиопии. Они усматривали одобрение какого-либо деяния по вилянию собачьего хвоста.
Чем активнее была пляска хвоста , тем богоугодным представлялось дело. Если собака вылизывала человека, то это воспринималось как великая милость Всевышнего, а злобный лай собаки в их понимании означал явное недовольство бога. Рычание пса на подданного могло стоить тому головы.
***
Папуасы Новой Гвинеи твердо уверены в том, что если гремит гром, то это лают собаки, охраняя границы царства мертвых.
***
Адран -в итальянской мифологии- бог огня, которому в древности поклонялись жители Сицилии. В произведениях Клавдия Элиана,древнеримского писателя и философа, упоминается, что возле храма Адрана в этом городе жили около тысячи священных собак. И даже сам бог Адран имел облик четвероногого.
***
Кримис- речной бог древнеримской мифологии,обернувшись псом изнасиловал дочь царя Лаомедонта Акесту,которая родила потом от него ребенка.
***
Для Плиния Старшего, известного древнеримского писателя,произведения которого не до шли до наших дней,кроме учебника «Естественной истории»- собака, наряду с лошадью, - наиболее преданное человеку животное. Плиний писал, что желчь черного кобеля защищает дом от всяких демонических чар. С той же целью окропляют стены кровью собаки и зарывают ее под порогом. Писатель также говорил,что коготь собаки входит в волшебный препарат, делавший человека непобедимым. А пепел сожженного собачьего черепа считался лекарством от многих болезней. Против укуса ядовитых пресмыкающихся «...помогает и кровь от собаки, не хуже противоядий известных», при переломах рекомендовалось «...мозг дружелюбной собаки тогда приложить к переломам».
***
Согласно Плутарху Афинскому-античному философу-неоплатонику, собака причастна к обряду очищения. Для этого человеку требовалось пройти между частями разрезанной пополам собаки. Другой вариант- вокруг тела очищаемого обводили щенка.
***
Древнегреческий философ, ученик Сократа, учитель Аристотеля-
Платон — первый, чьи сочинения дошли до нас полностью,
считал собаку большим философом.
***
После возвращения из Египта в Грецию, великий математик Пифагор настоятельно рекомендовал своим последователям держать собаку у рта умирающего, так как считал, что только эти животные достойны принять отлетающую душу человека, чтобы сохранить его добродетели.
***
Храм Юпитера-символ власти, силы и бессмертия Рима сторожили преданные и обученные охранной деятельности,собаки.
Римляне приносили собак в жертву Mapcу, когда хотели, чтобы родившиеся щенята были сильными и свирепыми. Или на поле сражения, перед началом битвы, чтобы вселить в солдат дух храбрости и непоколебимости. Римский историк Квинт Курций Руф писал, что перед сражением для возбуждения смелости в воинах перед ними выставляли внутренности принесенного в жертву пса и дух воинов становился гранитным,как скалы.
В Древнем Риме собак с особым усердием обучали для службы в армии. Легковооружённые воины выходили первыми на поле боя вместе с собаками, в их задачу входило остановить контратаку пехоты или конницы противника и удерживать позиции до прихода тяжёловооружённых легионеров. Об этом свидетельствуют барельеф обнаруженный при раскопках Геркуланума ( древнеримский город на берегу Неаполитанского залива, рядом с современным Эрколано) на котором изображена собака в панцире и колючем ошейнике, защищающая римский пост;а на колонне Марка Аврелия-римского императора- боевые псы, участвующие в сражении.
Изображения собак выбивали на монетах, изображали на фресках, выкладывали в мозаичных панно, воспевали в стихах.
Если кто-то из людей был уличен в смерти собаки,несчастного пытали и подвергали смертной казни.
***
Вергилий –известный поэт Древнего Рима -в поэме «Георгики», посвященной сельскому хозяйству, давал рекомендации по выращиванию здоровых и сильных собак:

Но и собак не оставь заботой, выкармливай разом
Резвых спартанских щенят и молоссов, нравом горячих,
Жирною сывороткой. При таких сторожах опасаться
Нечего будет хлевам ни волков, ни воров полуночных,
С тыла на них нападать не будет ибер не смиренный,
Псами придется не раз преследовать робких онагров,
Зайцев псами травить, на коз охотиться диких,
Громким лаем вспугнув кабанов, из логов лесистых
Их выгонять; на горах с собаками будешь нередко
Криком своим заводить матерого в сети оленя.
***
Были в Риме и собаки –почтальоны.Для отправки донесения их заставляли съедать информацию на пергаменте,а по прибытии к месту назначения,их убивали,а из внутренностей доставляли нужную информацию.
***
Модно было в римских богатых семьях держать комнатных собачек.Жены патрициев так любили развлекаться с четвероногими,что на одном торжественном мероприятии Юлий Цезарь с сарказмом поинтересовался, а не перестали ли римские матроны рожать детей,предпочитая собачек младенцам?
***
В Древнем Риме в праздник робигалии ,посвященный божеству Робиг (мужского ,реже женского) пола, защищающему урожай от болезней колосьев и - вместе с богом Авверунком ("отвращающим") - римскую общину от бедствий, процессия одетых в белое граждан во главе с фламином Квирина направлялась в рощу Робига, где приносили ему в жертву рыжую собаку (воплощение солнечного жара или ржавчины) и ягненка с просьбой охранить колосья. Рыжая собака с той же целью приносилась в жертву незадолго до робигалии в ритуале неизвестному божеству.
***
В 1-м веке до н. э. в трактате римского писателя-энциклопедиста Марка Теренция Варрона "О сельском хозяйстве" описываются различные породы собак, даются советы по выбору щенка, кормлении собаки, их размножении и способы дрессировки собак.
***
Археологи при раскопках в Помпеях обнаружили скелет собаки ,прикрывавший тело ребенка.На его ошейнике была надпись о том,что этот пес дважды спас своего хозяина.
***
Римский писатель и оратор Элиан Клавдий (II—III вв.) причислял к кинокефалам одно из индийских племен. Он отзывался о его представителях как о честных и добрых людях с головами собак, занимающихся охотой и скотоводством, вполне разумных, но лишенных дара речи и способных только рычать. О кинокефалах писали и Плиний Старший, и Павел Диакон, и Адам Бременский.
***
Знаменитый венецианский путешественник Марко Поло (1254—1324), описывая жителей Андаманских островов, напротив, упоминает о кинокефалах как о диких и злобных людоедах с песьими головами.
***
В одной иранской истории рассказывается о том, как в облике собаки прятался ангел Суруш,которого христиане называют Гавриилом, а мусульмане Джабраилом.
В иранской мифологии у зороастрийцев -приверженцев учения Заратустры ( свободный нравственный выбор человеком благих мыслей, благих слов и благих деяний) собака пользовалась особым уважением. Считалось, что она может видеть злых духов и отгонять их от человеческого жилища. Зороастрийцы считали четырехглазую собаку вторым по значимости существом после человека. Собака со светлыми пятнышками над глазами – это обязательные участники погребального процесса. Такую собаку сажали рядом с усопшим, дабы она отгоняла духа «трупного разложения». Подобный ритуал назывался «сагдид».
Ритуал погребения умершей собаки полностью приравнивался к человеческому. Собакам посвящены несколько глав в Вендидаде, произведении ,наполовину уничтоженным Александром Македонским во время его победоносных завоеваний иранской территории.
Основа древнего трактата-советы ,как избежать грехопадения и осквернения с помощью нравственного и физического очищения .
Но постулаты этой книги больше напоминают догматы оккультных наук,нежели здравого философского рассуждения.Если говорить только о собаках,не вдаваясь в другие подробности,то в Вендидаде
выделяют несколько пород собак:
-Пасуш-хаурва — стерегущая скот, овчарка.
-Виш-хаурва — стерегущая жильё.
-Вохуназга — охотничая (идущая по следу).
-Тауруна (Драхто-хунара) — охотничья, дрессированная.

***
Покровитель зародышей и всходов является в Древнем Иране ,у тюркоязычных народов Средней Азии и Поволжья фантастическое мифологическое существо -священный крылатый пёс Симург, похожий на сокола с женской грудью с чертами собаки. Он также был покровителем отдельных людей и некоторых древних племен В зороастрийских текстах указывается , что Симург сидит под Мировым Древом, на котором созревают все семена мира, и взмахами крыльев рассыпает эти семена, которые дождь и ветер разносит по всему свету .
По некоторым источникам, мифический пес жил на горе Эльбрус и проживя семьсот лет и вырастив сына,Симург покончил свою жизнь,бросившись в огонь.
***
Существует интересная албанская сказка, в которой дочь короля, собираясь идти на войну, просит благословения отца. Его благословение превращается в маленькую собачку, которая повсюду сопровождала принцессу,являясь ее тайным телохронителем.
***
Мирово;е де;рево — вселенское мифологическое дерево, объединяющее все сферы мироздания. Ветви возносятся к небесам и утопают в их безграничности и бесконечности.Ствол — сплелся с земным миром, корни — ушли далеко в глубину земных недр,достигнув входа в ад. В славянской мифологии мировое дерево-мировая ось и символ мироздания в целом. Славянами придумана русская загадка: «Стоит древо, имеет на себе цветы красные, а на древе сидит птица и щиплет с древа цветы красные и мечит в корыто. Цветов не наполняется, а красные цветы с древа не умаляются»; древо — весь мир, цветы — люди, корыто — земля, птица — смерть; сколько смерть похитит, столько и появится в мире живых младенцев".
***
Собака является атрибутом китайского бога-врачевателя Вэй-Шан-Цзюня. Он бродил по стране с чёрным псом по имени Чёрный дракон и занимался врачеванием, в народе его называли Яо-ван («князь лекарств»). По легенде, сановник Хань И (кон. 10 - нач. 11 вв.) лежал тяжело больной уже шесть лет. Однажды, очнувшись, он сказал: «Какой-то даос с собакой на поводке дал мне отведать снадобья, я пропотел и выздоровел». Затем он нарисовал портрет даоса и совершил жертвоприношения в его честь. С тех пор и начался в Китае культ Вэй-Шан-Цзюня.
***
Китайская Красная Небесная Собака Тяньгоу относится к принципу ян и помогает отгонять злых духов. Если людям угрожает война, Тяньгоу заранее предупреждает их об этом, посылая на землю ослепительные болиды. Но, становясь стражем ночных часов, превращается в инь и символизирует разрушение, катастрофу, становится связанной с падением метеоритов на землю и солнечными затмениями. В эти периоды собака впадает в бешенство ,бросается на планеты , кусает Солнце или Луну,а люди на земле начинают болеть.
***
В Древнем Китае собака - одиннадцатый знак зодиака, ее символическое и мифологическое значение выражается довольно разнообразно. Прежде всего собаки изгоняют демонов, а в некоторых местностях употребляются в пищу. В других региона (Южный и Западный Китай) собака считается подателем средств пропитания (риса или проса). У npeдставителей народности яо в Китае собака выступает как прародитель народа.
***
В Ба-гуа ,особом китайском знаке,представляющего собой восемь пар взаимодополняющих противоположностей, обычно расположенных в виде круга, символизирующего пространство и время, собака относиться к Гэнь ,что олицетворяет горы, физическую природу, восхождение, раздельность, уединение, покой ,способность останавливать, северо-запад.
***
В поздней китайской мифологии под влиянием буддизма существует представления о Диюй - подземном судилище, проникшего в Китай в начале нашей эры. Диюй состоит из 10 судилищ, каждое из которых имеет 16 залов для наказаний. Вторым (на юге под морем) судилищем управляет Чуцзян-ван. В сопровождении двух духов Чжэн-нин ("мохнатая собака") и Чи-фа ("красноволосый") сюда отправляются души мужчин и женщин, вступавших в недозволенную связь, души воров, авантюристов-лекарей, аферистов и прочих грешников .
Здесь грешники живут в нечистотах, их подвергают телесным наказаиям,например ,колют вилами.
***
Большое место в мифологии народов группы мяо-яо, живущих на больших пространствах Южного и ЮгоЗападного Китая и Северного Индокитая, занимает сюжет о происхождении их национальности от собаки .
В одном из мифов повествуется, что однажды правитель большой страны -император Гаосин) вел длительную войну с сильным прротивником. Не надеясь на победу, он объявил, что победителю вождя врагов он отдаст дочь-принцессу. Вскоре с головой врага пришла жившая во дворе пятицветная собака Паньху. Императору пришлось отдать за нее дочь. Пес увел жену на юг в горы, где у этой пары появились потомки - яо. В честь предка Паньху стали проводить празднества, а женщины носить головной убор, похожий у одних мяо и яо на уши собаки, у других на головной убор принцессы. У мужчин сзади свешивается повязка в виде хвоста. У яо Паньху - главный дух-хранитель и защитник: помошник в странствиях по морю. В домах яо устанавливается алтарь, посвященный Паньху.
Иногда собака у яо выступает культурным героем. Так, у ляньнаньских (в Китае) яо считается, что зерна риса им впервые в своей шерсти принесла собака. Образ первопредка - собаки очень почитаем у народов группы мяо-яо. У народа шэ в Китае перипетии жизни Паньху излагались в древних иллюстрированных ксилографических изданиях. Имя этого персонажа у мяо и яо сопоставимо с Пань-гу в древнекитайской мифологии, создавшего мир из скорлупы яйца.
***
Собаки - символ защиты и в Японии и в Китае, хотя там они могут иметь репутацию демонических созданий, особенно в космическом символизме затмения и других пугающих явлений природы; они могут быть символом как солнца, так и ветра. Послушный пес - символ верности закону, хотя Будда сказал, что те, кто живет как собака, после смерти и превратятся в собаку. Согласно древним находкам, собака была одомашнена в

Опубликовано: 2019-06-18 20:03:47
Количество просмотров: 42
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии

НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Комментарий написал(а): Kalvados /2019-06-22 09:15:31