Последний визит: 2020-07-07 17:08:32
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

Часть 31.Моркваши. Церковь, самая старая на Самарской Луке, освященная во имя святого Николая Чудотворца. Дворяне Вронские. Гра

Часть 31.Моркваши. Церковь, самая старая на Самарской Луке, освященная во имя святого Николая Чудотворца. Дворяне Вронские. Граф В.Г.Орлов. Степан Разин.Федор Шелудяк. Алёна Арзамасская.

За Могутовой горой на Волгу выходит широкое устье Морквашинского оврага.Между горами,спускающихся с двух сторон к оврагу раньше находилось село Моркваши,сегодня один из цивилизованных районов города Жигулевска.
В трудах Палласа село Моркваши упоминается как Маркауш. По мнению некоторых ученых, этот населенный пункт основан булгарами в 13 веке и назывался селом Покровским, а наименование Моркваши оно получило в 17 веке.
По другой точке зрения ,"Моркваши" на одном из финно-угорских языков означает «шумящая вода». Финно-угры считаются одними из коренных здешних народов, конкретно – мокшане.
Название русского села Отважное, которое тоже поглотил Жигулевск, происходит не от слова «отвага», а от слова «отвадить» в смысле «прогнать».
Во время описи населенных пунктов в 1647 году Моркваши обозначалась официально,как деревня,в которой стоял единственный двор.
Принадлежала она самарскому помещику Василию Порецкому,который основал еще и
село Осиновку(Осиновый буерак) в 1647 году. Название дано не только в связи с местом нахождения в Осиновом буераке ,но и с особенностями местной флоры -осиновым лесом, столь обычным в этих местах . В селах Винновка и Лбище (на одноимённой горе) найдены города людей, живших за 3 тысячелетия до нашей эры. Там же обнаружен город праславян-индоевропейцев, которому 1,5 тысячи лет.
Когда шло строительство Волжской ГЭС, в Морквашах был построен деревообрабатывающий комбинат,обеспечивающий стройку века пиломатериалами.Жители села были переселены ближе к горам,так как село на тот момент было крупным речным портом.
У самого устья Морквашинской долины возвышается Лысая гора высотой около 170 метров над Волгой,получившая свое название в связи с тем,что одна ее сторона представляла голый склон,почти лишенный растительности.Состоит она из известняка и доломитов каменноугольного периода.Вершина представлена окремнелым доломитовым известняком с массою швагерин в виде пустот.Также встречаются фузулины и кораллы.Более нижний слой-сахаровидные доломиты.
На горе сохранилась пещера,остатки укреплений старинного городища, защищенные со стороны гор тремя валами.
До наших дней сохранилось предание,что в 1722 году Петр1 во время путешествия по Волге,плывущий со своей флотилией к Каспийскому морю,остановился в Морквашах и поднялся на Лысую гору.На ближайшей скале он собственноручно высек на камне свое имя,которое до наших дней не сохранилось.Об этом случае писал художник И.Е.Репин в 1879 году,когда вдвоем С Васильевым они посетили Моркваши и от мирового местного судьи узнали эту историю.
Через два года это место посетил Д.Н.Садовников,который во время исследования Лысой горы с проводником нашел камень с табличкой,на которой латинскими буквами было написано:A.-N. –T.-O.-A.-N.-I ,1720 год.
Много лет тому назад ниже села Моркваши на Волге находился Телячий остров,длиной около 6 километров.Теперь он соединился с левым берегом и отделил слепой рукав-Телячью воложку,заканчивающуюся около бывшего села Кунеевка.
Много позже образовались новые песчаные острова-Шалыга,Середыш и Основной.
Остров Середыш образовался в начале 19 века наносом песка и ила. Длина его около 7 км. Остров входит в Жигулевский государственный заповедник - причаливание и стоянки запрещены. Шалыга появился позже,в начале 20-го века.



Граф В.Г.Орлов.
Места были богаты прородными богатствами,а леса и горы –хорошими убежищами для беглых людей.Крестьянство занималось земледелием,рыболовством,пчеловодством,добычей соли и деревянным зодчеством.
Деревня в разбойные неспокойные времена была в неофициальном подчинении у казаков.. Крестьяне готовили им пищу, стирали бельё. За это получали деньги и продукты.

Моркваши.



Моркваши.Лысая гора
Во времена крестьянской войны под предводительством Степана Разина, сподвижник его Фёдор Шелудяк устроил поход по Волге. В Самаре его отряд соединился с отрядом Ивана Константинова и двинулся на Симбирск. После неудачного захвата Симбирска был разбит и вынужден был отойти на Самарскую Луку.
На одном из утёсов в четырёх с половиной километрах от Морквашей, Шелудяк устроил наблюдательный пункт. Этот утёс и поныне носит его имя.

Утес Шелудяк.

Степан Разин.
По одной из версий, Степан Тимофеевич Разин, родился в 1630 году в семье зажиточного и знатного казака Тимофея Рази. на родине еще одного известного повстанца Пугачева – в станице Зимовейской Волгоградской области, имеющей иное название – Пугачевская. Мать его была турчанкой, привезённой его отцом из военного похода. Она родила Тимофею трёх сыновей. Степан был их средним сыном.
Были у него еще два брата – Иван, который был казнен, и Фрол, который позже будет участвовать с ним в повстанческом движении.
Крестным Степана стал Корнила Яковлев, который был войсковым атаманом. Казацкое происхождение дало значительные привилегии молодому Степану и он с юных лет занял видное место в среде донских старшин. В 1661 году Разин уже участвовал в переговорах с калмыками в качестве переводчика, поскольку хорошо знал как калмыцкий, так и татарский языки. К 1662 году Степан стал командиром казачьего войска, которые отправлялись в поход против Османской империи и Крымского ханства. Разин к этому времени успел совершить два богомолья в Соловецкий монастырь и три донских посольства в Москву. В 1663 году участвовал в походе под Перекопом против крымских татар.
К 1661 году Степан имел большой военный опыт и заслуженный авторитет среди донских казаков. Обладал кипучей энергией и непокорным нравом. Тот же Якуб Стрейс из Голландии охарактеризовал его, как высокого и степенного мужчину, наделенного от природы высокомерным выражением лица. Разин настолько прост был в общении, что его можно было выделить от остальных только по оказываемой ему чести: при беседе с ним обыкновенно становились на колени и опускали голову низко к земле. Называли среди казаков Степана «батька». Была ли у Разина жена и дети неизвестно. Но имеются сведения о семье, проживающей в Кагальницком городке.
Братья Степана, старший Иван и младший Фрол, тоже были казачьими предводителями. Казнь старшего брата Ивана по приказу воеводы Долгорукова Ю.А. повлияла на Степана так, что он стал вынашивать план мести Долгорукову и всей царской администрации. Для казаков, находящихся под его началом, Степан желал воли и благополучной жизни. Разин принимает решение о распространении казацкого военно-демократического строя на все государство.
Казацкая голытьба под командованием Разина совершила грабительский поход к нижней Волге и к Персии (1667-1669 гг.). «Поход за зипунами» и ограбление торгового каравана характеризовались как знак неповиновения правительству. Другой задачей его было полное блокирование пути торговцам на Волгу. В результате часть ссыльных освободили, а начальников стрелецкой службы убили. Но такую вольницу следовало быстро усмирить отрядом ратных. Казаки успешно избежали столкновения и захватили городок у реки Яик без боев.

Выступая под знаменем великой войны, разинцы наивно думали о защите государя Алексея Михайловича от окружающих его московских бояр. Одна из разинских грамот гласит, что войско донское казачье вышло с Дона царю на службу, дабы от бояр-изменников он не погиб. Вместе с тем, разинцы не признавали воцарение Алексея Михайловича законным, пренебрежительно высказываясь в отношении властей. Но они были готовы сражаться за царя.
Открытое восстание началось с похода на Волгу в 1670 году. Разин и его сподвижники начали рассылать «прелестные» письма с призывом пополнять ряды всех, кто ищет воли. О свержении царя Разин не говорил, но объявил войну воеводам, дьякам, представителям церкви, считая их предателями царя. Вскоре прошел слух о том, что среди повстанцев находятся: царевич Алексей Алексеевич, который в действительности умер в Москве в 1670 году, и патриарх Никон, отбывающий ссылку. Разинцы занимали один за другим города, вводили казачье устройство, и убивали официальных представителей власти. Купцы, которые пытались пройти по Волге, были задержаны и разграблены.
Массовые восстания охватили Поволжье. Вожаками становились не казаки Разина, а местные крестьяне: беглые, представители поволжских народов – марийцы, чуваши, мордва. Стала ватажком и беглая монахиня Алена Арзамасская. Были захвачены Астрахань, Царицын, Саратов и Самара. Но к началу сентября 1670 года Разин не смог завершить осаду Симбирска после четырех штурмов: встретив серьезное сопротивление со стороны правительственных войск, и получив ранение, Разин ушел на Дон. 8-10 тысяч повстанцев – это крестьяне, татары, чуваши и мордва.
Атаман был перевезен в Кагальницкий городок. В январе 1671 года на Дону распространились иные настроения: среди низовых казаков и разинцев возникли противоречия, а влияние главного атамана сильно упало. Такие действия привели к тому, что в Черкасске появился свой атаман – Яковлев. Разин решил взять Черкасск, но не смог. В это же время в Москве патриархом Иосифом Разин был предан анафеме, что окончательно развязало руки восставшим казакам: теперь они действовали против своего атамана.
Весной 1670 года вся нижняя и средняя Волга была охвачена восстанием, которое историки назовут Крестьянской войной. Чтобы подавить народное волнение, кроме царских солдат, были привлечены наёмники с Польши и Прибалтики. Восстание крестьян было разгромлено. Разин с ближайшими соратниками скрылся в Астрахани. Но богатые казаки, казачьи старшины боясь ответственности за эти волнения, сожгли Кагальницкий городок в апреле 1671 года и выдали Степана Разина и его младшего брата Фрола царским воеводам.
В Москве 2 июня Степана пытали, но он сохранял мужество. На 6 июня была назначена публичная казнь атамана и Фрола. О том, как казнили Степана Разина, вспоминал очевидец Яков Рейтенфельс. Он сообщил, что царь опасался начала новых волнений, потому Базарная площадь, на которой проходила казнь, была оцеплена тремя рядами преданных царю солдат. Перекрестки также были заполнены отрядами правительственных войск.

Приговор о четвертовании Разин выслушал спокойно. Развернувшись в сторону церкви, он поклонился четыре раза, а потом попросил у собравшихся на площади людей прощения. Разину отрубили сначала руку по локоть, потом ногу по колено. Брат Фрол, смотря на муки Степана, успел крикнуть: «Слово и дело!», что значило государственную тайну. Степан тут же отреагировал: «Молчи, собака!» и палач отрубил ему голову.

Фрол пообещал рассказать, где зарыты разинские клады и сокровища. Но после неудачных попыток их отыскать на Дону, Фрола казнили в 1676 году.

Легенды о Степане Разине и предания о разинских кладах живы до сих пор. Какие же «адреса» кладов?

1. Клад разинский хранится близ поселка Добринки глубоко в пещере.

2. Сокровища скрыты в ущелье Дурман за городом Камышина.

3. Один из многочисленных кладов Разин хранил в Настиной горе (на Дону или на Волге), где похоронена его любовница.

4. Клад, спрятанный близ Сибирской губернии, рядом с селом Шатроманы.

5. Клад в Цареве кургане у одного из притоков Волги.
До сих пор сохранились слова старинной песни о казачьей вольнице.

На степях ли на Самарскиих
Собирались люди вольные,
Казаки ли безначальные
С атаманом Тимофеичем.
Стали думу думать крепкую,
Думу крепкую единую.
Говорил им Тимофеевич:
«Мы куда, казаки, денемся?
Шутка нами то зашучена,
Шутка тяжкая, корыстная:
Как гуляли мы по морюшку,
Морю синему Хвалынскому,
Мы убили там посланника
От правителя персидского,
И его живот разграбили.
Как то будем мы ответствовать?
На Яик идти - далекий путь,
На Казань-там грозен царь сидит,
Грозен царь Иван Васильевич
С силой сильною, великою!
Атаману - быть повешену,
Казакам сидеть за стенкою!
***
Шелудяк Федор- донской казак, один из главных сообщников Стеньки Разина, к которому примкнул еще в начале бунта, прельщенный его славой и успехами.

Благодаря своему уму и беззаветной удали, он сделался одним из главных помощников Стеньки и весной 1670 года участвовал в его походе из Царицына под Черный Яр, начальствуя над отдельной шайкой.

В июне этого же года Шелудяк принимал деятельное участие во взятии Астрахани, начальство над которой и было поручено ему с некоторыми другими разбойниками на время похода Разина под Симбирск.

Однако, в Астрахани Шелудяк своими грабежами возбудил такую ненависть жителей, что принужден был бежать в Царицын, спасаясь от их преследований.

Когда весной 1671 года разнеслась весть, что Разин под Симбирском разбит царскими воеводами и попался им в плен, Шелудяк, вместе с некоторыми другими атаманами, надумал идти к Симбирску, поправить, если можно, дело, и поплыл вверх по Волге. Но, зная, что в Астрахани находятся два злейших врага его в лице Астраханского воеводы князя Львова и архиепископа Иосифа и отлично понимая, что в случае неудачи они помешают ему снова войти в Астрахань и укрыться от преследования царского войска, он стал сноситься с своими астраханскими сообщниками, побуждая их отделаться от опасных противников.

Скоро архиепископ и воевода, обвиненные в том, что предали Разина, были умерщвлены.

Обеспечив себе таким образом отступление, Шелудяк поплыл под Симбирск, но предприятие его окончилось неудачей: московский воевода Петр Васильевич Шереметев у Симбирска встретил Шелудяка, усилившего себя вольницей с понизовых городов, разбил его и заставил отступить к Самаре.

Шелудяк увидел, что дело его проиграно, и решился сдаться, но требовал для себя и своих сообщников царской милостивой грамоты.

Грамота была ему обещана, но Шелудяк не дождался ее; видя, что шайки его разбегаются и что скоро он может остаться совсем одиноким и беззащитным, он бросился в Астрахань и засел в ней. Следом за ним подошел к Астрахани и московский воевода Иван Богданович Милославский, который в августе 1671 года осадил Астрахань и потребовал ее сдачи. Ш., однако, решился защищаться: поставил на нагорной стороне реки одного из своих преданных сообщников, Алешку Каторжного, прекратил этим сообщение Милославского с верхними городами и даже тревожил нападениями московского воеводу и мешал его осадным работам.

Дело шло лишь до тех пор, пока на помощь Милославскому не явился другой воевода, князь Каспулат Муцанович Черкасский, осадивший Астрахань с другой стороны и прекративший подвоз к ней съестных припасов и приток новых мятежников.

Теперь уже силы осажденных начали слабеть, съестные припасы истощаться, да и сам Шелудяк попал в руки князю Черкасскому, который заманил его к себе под видом переговоров и задержал в своем лагере.

Наконец, после почти трехмесячного сопротивления, 26 ноября, астраханцы сдались, выговорив прощение себе и своим начальникам.

Шелудяк был освобожден и в продолжение нескольких месяцев жил в Астрахани на свободе.
Особое значение имела деятельность Шелудяка в Астрахани, где была организована своеобразная "казацкая республика", во главе с атаманом Василием Усом, одним из ближайших помощников которого был Ш. Временный разрыв Ш. с городской беднотой и "работными" людьми Астрахани по-видимому произошел из-за недостаточной борьбы атамана с контрреволюционной пропагандой астраханского митрополита Иосифа, оставшегося на свободе в городе после захвата его разинцами и распространявшего царские воззвания.

Шелудяк был даже вынужден бежать в Царицын, но быстра вновь был призван астраханцами, после чего переменил, тактику, "учинил круг" (созвал собрание) казаков и вынес решение о казни митрополита Иосифа и воеводы Прозоровского.

После смерти Уса Шелудяк принял начальство над Астраханью, игравшей в то время роль одного из значительнейших тыловых опорных пунктов крестьянской революции.

Шелудяк завязал сношения с крымским ханом и видимо предполагал вступить с ним в союз для совместных действий против Московии.

Известна неудачная попытка Шелудяка (лето 1671) идти походом на Москву; во главе 8-тысячного отряда разинцев Шелудяк дошел до Симбирска, но был разбит в бою правительственными войсками под начальством боярина П. В. Шереметьева и вернулся в Астрахань.

В ноябре 1671 Астрахань была обложена царскими войсками, Шелудяк обманом выманен из города и взят в плен. Царские воеводы не решились сразу казнить Шелудяк с одной стороны, опасаясь нового восстания в только что "усмиренном" городе, с другой, - по-видимому надеясь получить от него ценные сведения на следствии.

Но когда уже мятеж совсем утих и нельзя было думать, что он может вспыхнуть снова, летом 1672 года приехал в Астрахань князь Одоевский, посланный сюда для производства следствия над мятежниками и наказания их. Одним из первых был схвачен Шелудяк и, после допроса и пытки, казнен.

Летом 1672 года Шелудяк был повешен в Астрахани.
***
Алёна Арзамасская - женщина- атаман отряда во время крестьянского восстания под руководством С. Разина, вошла в историю как неколебимая духом воительница в борьбе за народную свободу от тирании и царизма. Ранее была монахиней, «старицей», по происхождению -крестьянка Выездной Слободы у г. Арзамас.
Все свидетельства о ней - это всего лишь две «отписки» царских воевод и несколько упоминаний в книгах ее современников-иностранцев, свидетелей подавления восстания народа против насаждаемой царизмом режима рабовладельческой деспотии. Но народная память сохранила рассказы о подвиге этой русской воительницы - простой крестьянки, которая села на коня, взяла в руки оружие и повела тысячи людей в битву за справедливость и народовластие. Валерий Замыслов неспроста сравнивает Алену и Жанну Д’Арк. Как и Жанну, Алену тоже предали, объявили колдуньей и сожгли на костре. Помимо сохранения её образа в русском фольклоре, её помнят и чтут мордва и булгары, также принимавшие участие в этих восстаниях.
О её молодости известно лишь то, что она очень рано стала вдовой, после чего нужда она стала монахиней в женском Николаевском монастыре под Арзамасом. Здесь она обучилась грамоте, узнала народное врачевание.
Монастырский быт тяготил ее, поэтому в самый разгар разинского восстания «старица» ушла из обители, и, собрав вокруг себя крестьян, осенью 1670 года двинула свой отряд на соединение с войском донского казака Федора Сидорова. По дороге к ней присоединялось множество крестьян мордовских, булгарских и русских деревень, так что в конце пути собралось их несколько тысяч. Позже её отряд объединился с отрядом Фёдора Сидорова, разбил отряд царского воеводы Арзамаса Леонтия Шайсукова. Почти два месяца Алёна и Фёдор вместе с городским кругом управляли городом Темниковом, что на территории нынешней Мордовии, отстранив от власти чиновничий аппарат, и решая дела по справедливости.
Тем временем над непокорным народом сгущались тучи. Восставшими, которых было около 7 тысяч, руководили атаманы Сидоров, Сукин, Иванов; у них были и пушки. Царский услужливый сатрап Юрий Долгорукий, посланный на подавление народного восстания, послал против них войско во главе с воеводой Лихаревым. 30 ноября в пятнадцати верстах от Темникова у села Веденяпино повстанцы потерпели поражение, и в оставшийся почти без войска город был послан с отрядом Волжинского. Когда Волжинский вошел в город, последние горстки восставших отчаянно обороняли воеводскую избу и собор. Алена укрылась в соборе, продолжая отстреливаться из лука. Она расстреляла все свои стрелы и, увидев, что дальнейшее сопротивление невозможно, отвязала саблю, отшвырнула ее и с распростертыми руками бросилась вниз к алтарю. В этой позе ее и обнаружили ворвавшиеся в храм солдаты. Описывая эту женщину в военных доспехах, одетых поверх монашеской рясы, наемник-иностранец восхищался ею. Она превосходила мужчин своей необычайной отвагой и силой.

4 декабря в город вступил с войском и сам царский воевода князь Долгорукий. За две версты от городских ворот его встречали протопоп, священники и «темниковские всяких чинов люди» с иконами и крестами. Уже тогда духовенство и чиновничество могли подтвердить свою гнилую сущность, трусливо пресмыкаясь перед тем, кто имеет силу.
Позади этой процессии вели связанных одной веревкой «вора и еретика старицу, которая воровала и войско себе збирала, Алёну, Федора Сидорова, поддержавших восстание попов Савву и Пимена и еще 15 повстанцев». Приговор воеводы был беспощаден: приведенных к нему мятежников он велел повесить на Рябчиковой горе за рекой Мокшей. А Алену вместе с ее «воровскими письмами и кореньями» сжечь в срубе на главной площади Темникова. «Русская Жанна Д’Арк встретила смертный приговор спокойно, а пытки перенесла столь мужественно, что ее палачи были потрясены и распустили слух, что Алена - колдунья, потому и не чувствует боли. «Ее мужество проявилось и во время казни, когда она спокойно взошла на край хижины, сооруженной по московскому обычаю из дерева, соломы и других горючих вещей, и, перекрестившись, смело прыгнула в нее и захлопнула за собой крышку. И даже когда все было охвачено пламенем, она не издала ни звука».

Ценный рассказ об Алёне Арзамасской сохранился в опубликованной в Германии в 1677 году брошюре «Поучительные досуги Иоганна Фриша». В ней Фриш пишет:
“Через несколько дней после казни Разина была сожжена монахиня, которая, находясь с ним, подобно амазонке, превосходила мужчин своей необычной отвагой. Когда часть его войск была разбита Долгоруковым, она, будучи их предводителем, укрылась в церкви и продолжала там так упорно сопротивляться, что сперва расстреляла все свои стрелы, убив при этом ещё семерых или восьмерых… Она должна была обладать небывалой силой, так как в армии Долгорукова не нашлось никого, кто смог бы натянуть до конца принадлежавший ей лук.”
Расправившись с народной воительницей Алёной, царские сатрапы пытались уничтожить и саму память о ней. Долго потом в народе передавались последние слова идущей на костер героини: «Если бы сыскать поболее людей, которые поступали бы, как им пристало, и бились так же храбро, тогда, наверное, поворотил бы князь Юрий вспять!» А еще на месте казни не нашли даже цепей, поэтому в народе затеплилась вера, что Алена спасена, жива и вот-вот снова сядет на коня. И она вернулась! Через века образ народной заступницы воплотился в произведениях Дмитрия Кедрина, Василия Шукшина, Сергея Злобина и картинах нижегородских художников Сергея Сорокина и Галия Надеждина.

В нашей же памяти героиня народной борьбы сохранится как образ несгибаемой воли к справедливости, образ борьбы за свободу нашего народа и одна из зачинательниц русской повстанческой традиции.
***

Опубликовано: 2019-06-24 11:00:07
Количество просмотров: 147
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии