Последний визит: 2020-07-07 17:08:32
Сейчас не в сети

Обо всем от первого лица.

Новые комментарии

Триумф рабства (Карина Садовская) / Проза.ру
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
Гвине́вра, Гвиневера, Гине́вра или Джине́вра (англ. Guinevere) — супруга легендарного короля Артура, изменившая ему с Ланселотом, одним из рыцарей Круглого Стола. Один из первых и эталонных образов Прекрасной Дамы в средневековой куртуазной литературе.
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Триумф рабства.
НЕ АСИЛИЛ... МНОГО ИНФЫ. НО, ИНТЕРЕСНО. АВТОРУ РЕСПЕКТ! МОЖНО РАЗБИТЬ НА ЧАСТИ. ИМХО. ИЗВИНИТЕ!
Написал(а): Kalvados
2019-06-22 | Произведения
Запись: Эссе о собаках.


Avtor Adsens
Индексация сайта

ЧАСТЬ 33.Село Ермаково.Ермак Тимофеевич.Село Аскулы.Гора Лбище. Село Мордово. Аскульский овраг.Село Березовый Солонец.Село Кар

ЧАСТЬ 33.Село Ермаково.Ермак Тимофеевич.Село Аскулы.Гора Лбище. Село Мордово. Аскульский овраг.Село Березовый Солонец.Село Кармалы.Село Сосновый солонец.
На берегу Волги под горою расположилось рыбацкое село Ермаково. Раньше называлось деревней Ермаковой, Ермаковой поляной, Ермачихой, Воздвиженское.
Село основано около 1675 года как поселение русских помещичьих крестьян. Принадлежала земля А. Я. Алампееву, самарскому сыну боярскому.
Два оврага условно разрезают село на три части.Самый большой овраг-Степанов.С давних времен коренные жители села трудились рыбаками и бакенщиками.Именно здесь содан особый вид устойчивой рыбацкой лодки,называемой «ермаковской».
При советской власти здесь былрыболовецкий колхоз «Волна»,занимающий площадь от Сенной воложки до шести километров ниже Ермакова.Рыба добывалась в 25 пойменных озерах и четырех затонах:Грязном,Акульском,Винновском и Горшенина.Рыбы водилось в здешних местах немеряно,в основном-белуга и осетр.Во время весенноего разлива рыбу ловили вентерями,после спада воды-неводами.
В прибрежной полосе Волги,по бечевнику,видны выходы пермских отложений-доломиты.На западе села-юрские отложения с аммонитами и белемнитами.На севере-глины бывшего акчагыльского моря.Близлежащие овраги Бирючий,Белый,Широкий и Средний богаты залежами кварцевых песков,толщина которых местами составляет около 18 метров.
В Белом овраге прослеживаются залежи тугоплавкой белой глины.Встречаются также железистые пески и глины,используемые для приготовления минеральных красок.Именно здесь раньше было отлажено производство охры.
Если идти вдоль Волги,то в семи километрах от села встретится гора Лбище,высотой над уровнем Волги около 45 метров,представляющая южную часить Жигулей.Гора находится около устья Аскульского оврага,уходящего вглубь жигулевского массива на 25 километров.Своим устьем он выходит на Волгу несколько ниже Ермаково. У подножия горы на берегу располагалась до недавнего времени пристань c одноимённым названием. Поселение располагалось в нескольких исторических периодах времени. Самое древнее, раскопанное археологами, относится примерно,ко 2 тысячелетию до нашей эры ,к бронзовому веку.

Городище располагалось здесь и в первой половине 1-го тысячелетия нашей эры (3-4 век). С северной и северо-западной сторон городище было защищено двумя валами и рвами. На внешнем валу имелось одиннадцать выступов - бастионов.
Вершина горы напоминает человеческий лоб,отсюда и название.К Волге спускается крутым склоном.Лбище состоит из прмских доломитов,в основании залегают белые и светлосерые мягкие,местами богатые окаменелостями прослойки.На горе также были найдены следы древнего поселения,возраст которого определить достаточно сложно.
Гора, расположенная вниз по течению от села, называется Форфосы - Форпост.
У села Ермаково хорошо виден с Волги и ещё один памятник - часовня с большим крестом , на крутом склоне берега Волги «под горой»,на так называемой Ермаковской тропе «на вершине горы». К нему ведут с берега каменные ступени. Здесь похоронен защитник Порт-Артура А. Н. Люпов. Автор проекта часовни - военный инженер туркестанского округа Фёдор Владимирович Смирнов. Часовня имеет четыре башенки, увитые металлическими резными карнизами. В наши дни могила царского офицера оказалась забыта и заброшена.
Люпов Алексей Николаевич - русский офицер, артиллерист, участник Русско-Японской войны, изобретатель.

В 1900-1901 годах принимал участие в боевых действиях в ходе подавления боксёрского восстания. Весьма успешно принимал участие в штурме крепости Бэйтан, когда после артиллерийского обстрела крепости совместно российско-немецкими батареями крепость пала без атаки пехоты. За эту операцию Люпов был награждён как российскими, так и иностранными орденами.

По окончании войны занимался строительством укреплений в Порт-Артуре. С 1903 по 1904 год вёл дневник, который позже готовился его братом к публикации, однако так не был издан.

Во время Русско-японской войны 1904-1905 годов участвовал в обороне Порт-Артура (с 30 июля по 23 декабря 1904 года), командовал батареей 9-дюймовых мортир. После падения города, подобно многим другим офицерам, отказавшимся дать обещание никогда не воевать с Японией, оказался в японском плену. Пробыл в плену год, получив там туберкулёз правого лёгкого.

В 1906 году, после возвращения в Россию ушёл в отставку в чине штабс-капитана, получил пенсию, занимался изобретательством.
С 1908 по 1911 год в Министерстве промышленности и торговли им было запатентовано 15 изобретений в области авиации, медицины и астрономии.
Награды: Георгиевский крест - за храбрость и грамотное военное руководство при штурме крепости Бэйтан в ходе Ихэтуаньского восстания (1901 год); Орден Святого Станислава III степени (1901 год); Орден Святого Владимира IV степени с мечами и бантом (1901) - награждение штабс-капитана подобным орденом не предусмотрена по его статуту (представленный к награде офицер должен был иметь в чин не ниже подполковника), однако Алексей Люпов был награждён в порядке исключения в обход «Табеля о рангах»; Три зарубежных ордена, в том числе - от правительств Германии и Франции. Медаль «За поход в Китай»; Медаль «В память Русско-Японской войны 1904-1905»
Незадолго до своей смерти Алексей Николаевич принимает решение зимовать на купленном участке, нанимает крестьян для рытья землянки-зимовки, и перебирается жить неподалеку от места строительства - на пристань села Ермаково, помогает в рытье и обустройстве землянки, ночует с наемными работниками в крохотной клетушке-амбаре на пристанном дебаркадере, тут же и все его вещи: несколько чемоданов да давняя спутница со времен Порт-Артура и японского плена - складная походная кровать.
Слух о богатом и щедром барине привлёк любителей лёгкой наживы. В ночь на 25 сентября 1911 года отставной штабс-капитан был убит спящим двумя братьями из Ермаково, местными крестьянами, рассчитывавшими его ограбить. Им стало известно, что в тот день Люпов должен был получить денежный перевод (который он так и не получил). Грабители сбросили тело штабс-капитана в Волгу. Оно было обнаружено на следующий день. На теле Люпова насчитали 9 ран от топора. 2 ноября 1912 года убийц судили.
Узнав о гибели Алексея Николаевича, его старший брат, Сергей Николаевич Люпов, также кадровый военный (в 1914 году - генерал-майор), приехал в Винновку и поставил на месте убийства (где стоял дебаркадер) часовню-склеп, в которой и похоронили Алексея Люпова в полной форме штабс-капитана. На горе над часовней был установлен памятный крест, на одной стороне которого был изображён Христос, а на другой имелась надпись: «Алёше, моему милому брату, кровью венчавшемуся».

Уберечь место захоронения от варварских набегов не удалось.
В годы воинствующего атеизма часовня была разорена и разграблена. Оба креста и остатки куполов имеют сквозные следы револьверных выстрелов, стены исписаны начиная с двадцатых годов комсомольцами-кругосветчиками. Памятная плита вскоре была сорвана с креста, нет теперь на крыше часовни маковки, икона, висевшая над входом, похищена, чугунную кружевную решетку, которая была у подножия креста, тоже унесли. Выломали с камня чашу, сбили подсвечник.
Последняя запись относится к восьмидесятым годам. Верхний, обетный крест был то ли спилен, то ли погнут ураганом, и, по легенде, по требованию местных крестьянок, немедленно установлен обратно, и крестный ход к нему обеспечивал дождь в засушливые годы.

В настоящее время часовня поддерживается в сравнительно хорошем состоянии, снова установлена мемориальная табличка.

Помнить своих земляков, которые верно и честно служили Богу и Отечеству –долг и обязанность настоящего человека.
***
Село названо в честь казачьего атамана Ермака Тимофеевича,покорителя Сибири.Его отец,Тимофей Аленин жил на Чусовой реке,в вотчине богатых купцов Строгановых,служил в военной дружине казаком.Когда вырос его сын Василий,тому тоже пришлось служить на этих же купцов.Сначала занимался поварским делом.Затем,проявив себя храбрым,мудрым и удалым казаком местные сделали его атаманом(таган стреляный) и дали новое имя-Ермак.По версии имя ему дали за то, что был артельным кашеваром (ермак - артельный котел).

Строгановы часто привечали беглых людей,от которых Ермак впервые услышал про великую реку Волгу и захотелось ему увидеть это водное чудо.Собрал ватагу вольных казаков и ушел с ними В сторону Волги.Стан его находился на том самом месте,где сейчас стоит город Самара.На стругах-лодках Ермак со своими друзьями бороздил Волгу вдоль и поперек,останавливаясь в разных местах Жигулевских гор.
Но не только любовался он местными красотами,а грабил купеческие суда,идущие по реке ,о чем вскоре узнал сам царь Иван Васильевич.И после очередного ограбления царского торгового каравана,приказал схватить атамана и казнить без суда и следствия.Прослышав участь свою Ермак призадумался и решился вернуться на Чусовую реку,где приняли его с почетом и уважением.Но чувствуя за собой вину,Ермак,будучи благородным и честным человеком,решил искупить свою прежн.. вину перед царем и предложил собрать дружину для покорения Сибири.
Ханство было частью владений Чингисхана. В 1563 году властвовать там стал Кучум, но произошло это далеко не честным путем. Убив Едигера, данника Москвы, он «притворялся своим». В правительстве же его признали ханом, также обязали платить дань. Но, хорошо устроившись в Сибири, Кучум решил сделать Ханство самостоятельным и независимым: не платил дань, нападал на другие территории. И перед Москвой теперь стояла задача вернуть Сибирское Ханство под свой контроль.
Восточные земли были колонизированы знаменитой семьей Строгановых, промышленников и купцов. Их деятельность контролировала Москва. Строгановы были необычайно богаты. У них были свои отряды и крепости за Камой, которых сами снабжают вооружением. Строгановы отправляли грамоту казакам. Просили купцы о помощи против нападающих народов. Казачья дружина во главе с Ермаком приехала в Сибирь и успешно защищала земли от вогуличей, вотяков, пелымцев и других.На помощь им приходит Ермак.
Перед началом похода Строгановы выделили оружие (ружья и порох), провиант, а также людей – около трехсот человек. Самих казаков было 540. В отряде из восьмисот человек царила строжайшая дисциплина.

Поход начался в сентябре 1581 года. Отряд плыл вдоль по рекам, долго и тяжело. Лодки застревали, вода уже начинала леденеть. Зимовать пришлось возле волока. Пока одни добывали пищу, другие готовились к весне. Наступило половодье, лодки резво направились в путь. И вот отряд оказался в Сибирском ханстве.

В районе нынешней Тюмени, которая тогда принадлежала Кучумову родственнику – Епанчу, произошла первая битва. Войско Ермака разгромило татар Епанчи. Казаки упорно двигались вперед. Татарам оставалось только бежать и сообщать о нападениях Кучуму. Необходимо отметить, что у татар не было порохового оружия, они пользовались луками. Поэтому ружья отряда Ермака совершенно обескуражили их, о чем они и сообщили хану. Но, с другой стороны, татары имели превосходство в численности войска в двадцать раз или даже больше. Кучум, хоть и был подавлен, но как истинный лидер быстро собрал всех татар под предводительством Магметкула и приказал им идти на казаков. А в это время он укреплял границы города Сибири – столице ханства.

Магметкул и казаки сражались кровопролитно и жестоко. Вооружение первых значительно уступало, поэтому Магметкулу пришлось бежать. А казаки тем временем продвигались дальше, взяли пару городов. Ермак останавливается, чтобы решить, как действовать дальше. Решать нужно было следующее: возвращаться назад или двигаться вперед. Атаман Ермак Тимофеевич опасался, что врагов стало слишком много. Был уже октябрь 1582 года. Реки скоро опять начнут леденеть, поэтому рискованно плыть назад.
И вот, рано утром 23 октября, войско Ермака с надеждой на божью помощь идут в наступление. Бой был невероятно трудным. Войску Ермака никак не удавалось прорвать оборону татар. Но вот русским удалось прорваться, татары начали бежать с поля боя. Кучум, увидев все это, тоже бежал, оставив Сибирь.

Кучум, скрываясь в степях, продолжал нападать на казаков. Опасность представлял и Магметкул. Сначала он перебил часть казаков в ноябре 1582. Но Ермак совершил очень дальновидный поступок весной 1853, отправив часть войска для нападения на татар и взятия в плен Магметкула. Казачье войско хоть и справилось с этой задачей, но стало убаваляться в количестве и силах. На помощь отряду были высланы русские князья с войском из трехсот человек. Ведь Кучум не успокаивался, и надо было защищать завоеванный город


Дружина Ермака.

Бой Ермака с татарами.
Поставленную цель он выполнил-в 1582 году завоевал Сибирь,главный город хана Кучума Кашлык и со спокойной совестью вернулся в родные края.Захваченные трофеи посольство,снаряженное Строгановыми,отправилось в Москву вместе с первым помощником Ермака-есаулом Иваном Кольцо.


Ермак покорил Сибирь.
Иван Грозный простил казаков,даровал им жалованье,подарки многочисленные-помимо денег,тюки сукна,камки,две брони,серебряный кубок.а самому Ермаку –шубу со своего плеча и дал титул ему-князь Сибирский.
Был участником Ливонской войны, командовал казаками. В 1581 году сражался в Литве. Также Ермак участвовал в освобождении осажденного Пскова. В 1582 году был в войске, остановившем шведов.
Враг оскорбленный победой Ермака,решил уничтожить атамана.Хан Кучум отправил атаману весть,что едут к казакам бухарские купцы.
Что оставалось атаману,как не поехать встречать гостей.Взял с собой дружину в 50 человек,прождал весь день бухарцев,но таки недождавшись заночевал на острове посреди Иртыша.
А в это время Кучум переправился через рукав реки и напал на спящих казаков.Преимущество было на стороне хана.Не успел мигнуть Ермак,как оказался в ледяной воде и под тяжестью боевого снаряжения лег навечно на дно реки.Вслед за ним и отправился Иван Кольцо.с тех пор на Смарской луке появились два села –Ермаково и Кольцово.
***
В 10 километрах от горы Лбище расположено село Мордово Ставропольского района Самарской области,административно входящее в сельское поселение Севрюкаево Оно находится на юге Самарской Луки, на берегу волжской протоки Кольцовская Воложка и связано дорогой с селом Севрюкаево. Раньше это было большое село Преображенское,в которое входили села Кольцово и Новый Путь. До конца первой трети 19 века считалось деревней. В документах обозначалась как "деревня на ключе Мордовиная, Мордов, Мордова". Название происходит по местонахождению на речке (ключе) и протоке называвшихся Мордовинскими.
Основано оно мордвой в 1650-х годах на дворцовых землях, которые были пожалованы боярскому сыну А.Кроткову. Впервые упоминается в 1671-1672 гг. Селение очень быстро превратилось в русскую деревню. В результате дроблений землевладения, продаж и покупок, со временем становится разнопоместной, т. е., принадлежащей разным хозяевам. Село было «не весьма достаточно» обеспечено пашнями и другими угодьями. Крестьяне состояли на оброке. Основным отхожим промыслом была работа на волжских судах и пристанях.
В начале XIX века разнопоместная деревня Мордово прекратила свое существование. Жители были выселены в другие села, прежде всего в Кольцово. Земельные угодья (478,5 десятин), названные Мордовские дачи перешли в руки помещика Аксакова, который продал их Е.В. Новосельцевой в 1836 году. Помещица распорядилась подарить 150 десятин земли отставным солдатам для устройства из поселения и на свой счет построить для них дома и церковь.
Император Николай I через три года утвердил это пожертвование. В 1940 году земля была отмежевана и построены первые дома. Село назвали Новопреображенской слободой, однако прижилось прежнее название Мордово. Во второй половине XIX – начале XX века село входило в Жигулевскую волость Сызранского уезда Симбирской губернии. До 1851 года состояло в Самарском уезде. Главное занятие населения - земледелие и животноводство, а также лесные и другие крестьянские домашние промыслы: заготовка и возка леса, изготовление различных деревянных изделий, утвари, одежды, обуви и т. п. В начале XX века ремело было основным занятием для 7 жителей села: трех кузнецов, двух сапожников и двух портных. Жители Мордово были русскими, православными.
В середине села Преображенского стояла церковь Преображения Господня,построенная в 1971 году,взорванная при советской власти.
В 1886 году была открыта церковно-приходская школа, которая размещалась
В настоящее время всю территорию бывшего села занимают дачи жителей Тольятти.
Село Мордово.
Напротив села Волгу разделяют Васильевские острова , растянувшиеся почти на 830 км.
Они расположены на Волге против сёл Брусяны и Малая Рязань. До появления Саратовского водохранилища это был один огромный Екатериновский остров. Уровень воды здесь поднялся до 5 метров. На островах расположено охотничье хозяйство Самарского гарнизона. После затопления единого Васильевского острова в 1967-1968 годах, Васильевские острова условно поделили на 2 больших острова - Екатериновский и Васильевский.

Васильевские острова.

На острове Бектяжском, расположенным напротив села, археологами обнаружены кости животных и отщепы, как предполагают, изготовленные рукой древнего человека - неандертальца.
***
Село Аскулы связано с городищем Асла-Хула,что в переводе с чувашского означает большой город.Основано в 1660 году.Расположено в 4 километрах от Соснового солонца.
В начале 19 века оно входило в соста Усольской вотчины графа Орлова,а затем отошло в руки его зятя-князя Долгорукого.
Далеко в прошлом село было центром старообрядцев,преследуемых церковниками и бежавщими в глухие жигулевские леса и темные пещеры.
В 1923 году в Аскулах случилось необычное явление-сельская улица Клоповка осела на 2 метра в связи с оползнем склона большого оврага,проходящего через село. Стоявшие на ней деревянные дома опустились вместе с улицей.

На территории Самарской Луки нет рек. Да их здесь и не может быть: карстовые породы правобережья впитывают воду, как губка.
Однако, читая записки голландского путешественника и живописца Корнелиса де Брюйна, проплывшего вниз по Волге мимо Самары в мае 1703 года, обращаешь внимание на следующее сообщение: «В 25 верстах далее от Самары , с правой стороны впадает в Волгу река Аскула…».
Корнелис де Брюйн - нидерландский художник, путешественник и писатель. Он совершил два больших путешествия на Восток и опубликовал две книги, иллюстрированные собственными зарисовками: «Путешествие Корнелиса де Бруина в знаменитейшие части Малой Азии» (1698) и «Путешествие через Московию в Персию и Индию» (1711).
В первом путешествии он посетил Рим, Египет, Иерусалим, множество больших и малых городов в Оттоманской империи, сделал первые изображения и зарисовки Иерусалима и внутреннего вида египетских пирамид. Его книги имели сенсационный успех в Европе и были переведены на несколько языков.
Во время второго путешествия он посетил Россию, её северную часть, Москву, Астрахань и далее Персию, где сделал зарисовки с натуры городов, древних развалин, надписей, людей, животных, растений. Продолжив свой путь через Индийский океан, он достиг острова Ява, а потом вернулся через Персию и Россию в Голландию.


Корнелис де Брюйн .







Картины Корнелиса де Брюйна.

Как художник, он выполнил по заказу царя портреты русских царевен, племянниц Петра I. Эти портреты были разосланы потенциальным женихам. Де Брюйн был первым иностранцем, который получил возможность зарисовать различные интересные здания в Москве и других регионах России.
Как раз на указанном расстоянии ниже Самары в долину Волги открывается устье Аскульского оврага. Однако де Бруин пишет не об овраге, а о реке. Может быть, он принял за реку волжский залив, образовавшийся во время майского половодья?
За семьдесят лет до голландца секретарь голштинского посольства Адам Олеарий, проплывший по Волге уже не в мае, а в августе, также описал в здешних местах реку Аскулу, Мало того, он обозначил её на своей карте.

150 назад Аскулы выглядели совсем по-другому. На месте пустырей было не меньше полутысячи дворов. Богатое село, жизнь кипела. Но время безжалостно стирает прошлое. Село пришло в упадок. Стоит у дороги единственный на все село заброшенный двухэтажный дом. Лет ему на вид не меньше ста. Кирпичный, добротный, толстостенный, с бревенчатым пристроем.Жил там вроде «кулак» - дядя Леса ,как его звали (по архивным данным - купец второй гильдии Андрей Чукин, владелец паровой мельницы.). Богатый был, потому что работал от зари до зари. Вставал затемно - все село еще спит, а он уже за делом. Все лето босой ходил - обувь берег. Вот и справил себе дом». После революции «дядю Лесу» осудили и угнали в неизвестном направлении. А дом так и стоит необитаемый и заросший бурьяном.
Сейчас живут здесь дачники и древние старушки и старики. Из всех благ цивилизации Аскулы богаты только электричеством. Газопровод сюда не дотянулся, ближайший магазин - в Сосновом Солонце, вода - в колодцах и заболоченном пруду.
Зато в Аскулах есть церковь - во имя архистратига Божиего Михаила, еще сияющая свежей краской. Построена она на средства иеромонаха Иова и прихожан.
Когда-то здесь проходил оживленный тракт из Самары в Москву. С течением времени дорога потеряла свое стратегическое значение, а потом и вовсе исчезла. Аскулы оказались в тупике и за бортом цивилизации.
Сегодня вымирающее село находится в самом центре национального парка.

***
Аскульский овраг считается самым большим оврагом Самарской Луки. По длине он уступает только Ширяевскому оврагу и тянется на двадцать пять километров. В исторической литературе название оврага встречается на сто лет раньше названия села Аскулы. По мнению ученых, это слово имеет тюркское (или татарское) происхождение и означает «нижняя вода». Видимо, имелось в виду, что весной по оврагу вниз к Волге потоком катятся талые воды.
Овраг прорыла в глубокой древности полноводная река. За миллионы лет она вымыла из-под себя и вынесла к устью все водоупорные юрские глины и «вылизала» дно до самых пермских известняков. Добралась до них и провалилась, ушла через карст под землю. До сих пор где-то в глубинных полостях таится огромный артезианский бассейн. Древняя река, впрочем, не ушла бесследно. О ней раз в год напоминают бурные вешние потоки, падающие в бездонные провалы. И роднички, кое-где журчащие из-под камней.
В нижней части овраг заканчивается живописнейшим урочищем Анурьевка (или Ануровка - по имени деревни, ныне исчезнувшей). Деревня просуществовала до конца XIX века, а затем постепенно обезлюдела.
Главная достопримечательность урочища Анурьевки - источник. Когда-то он снабжал водой всю деревню, да и сейчас считается самым мощным на Луке после того, который течет в Каменной Чаше (до 150 литров в сутки).

Поля близ села Аскулы – одно из немногих мест на Самарской Луке, где практически ежегодно наблюдаются так называемые «английские круги». Так в уфологической среде называют участки сельскохозяйственных посевов, на которых неожиданно для наблюдателя появляются видимые лишь с воздуха правильные геометрические фигуры, чаще всего круги, кольца или их сочетания. Фигуры образуются придавленными к земле стеблями культурных злаков, словно бы здесь их кто-то топтал или прижал сверху исполинской печатью. Несмотря на тысячи описаний таких фигур, собранных по всему миру, исследователям еще ни разу не удалось зафиксировать процесс их образования. В связи с этим уфологами уже выдвинуто множество гипотез о природе такого явления – от естественных атмосферных причин до участия в создании фигур летательных аппаратов инопланетных цивилизаций.

Бесчисленные ответвления и отвершки в сочетании с густым лесом делают многие уголки Аскульской долины глухими, безлюдными. Ответвления долины - Сосновый, Кармальский, Сосново-Аскульский овраги приютили у себя в укромных уголках древние растительные группировки, осколки прошлых геологических эпох. А силы эрозии и выветривания вскрыли здесь слои юрской и пермской геологических систем.
Около Аскульского устья можно найти «чертовы пальцы» - остатки раковин белемнитов, вымерших родственников современных кальмаров. Встречаются здесь также отпечатки и окаменелости других древних моллюсков аммонитов. Аскульский палеокомплекс - очень интересное геологическое явление.

Окаменевшая раковина аммонита.
***
Берёзовый Солонец - село в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в сельское поселение Сосновый Солонец. Находится в центре Самарской Луки в 3 км к югу от Соснового Солонца.
Основано в начале 1670-х года ясачными чувашами.
Чуваши -этноним чувашей. Впервые это слово в Поволжье зафиксировано во времена и на территории Казанского ханства. Ясачные чуваши- низовая («чёрная») феодально-зависимая часть казанских татар в русскоязычных источниках до первых десятилетий XVII века связаннная не только с особенностями этнической ситуации в Казанском ханстве и Казанском крае, но и со спецификой переписей населения Среднего Поволжья после русского завоевания. Ясачные чуваши привлекались к строительству крепостей и укреплений, выполняли ямскую, дорожную, постойную и военную повинности.
Предполагается, что название чувашского народа связано с именем богини-воительницы из шумеро-аккадской мифологии. В древнейших шумерских и хеттских письменных памятниках зафиксировано имя богини Шаваш (Шаваш, Шауш, Шавуш). Она богиня войны и защитница народа.
В III-II тысячелетиях до нашей эры переднеазиатские народы жили в постоянных военных столкновениях, и Шаваш была очень почитаемой богиней в прачувашском пантеоне, что свидетельствует о том, что эти племена всё ещё имели пережитки былой стадии матриархата. Имя Шаваш (Чăваш) впоследствии вполне могло остаться названием народа. Такова этимология (происхождение) слова «чуваш»: это - имя бога племён каменного века.
В 19 веке село входило в Сызранский уезд Симбирской губернии. В 1768 году крестьяне были переданы в частное владение графам Орловым, в 1865 году - к дочери Владимира Орлова, Наталье. В 1843 году перешли в удельное ведомство. Социальная и региональная замкнутость обусловили локальные культурно-языковые особенности: архаизмы в говоре, тра¬диционные черты в костюмах, обрядности, фольклоре. Жители, крещённые в 1830 –е годы придерживались язычества: проводили моления ,хоронили и поминали по чувашским обычаям .
Например, после завершения всех полевых весенних работ наступают дни, посвящённые памяти предков – «Симек».
Перед этим праздником дети и женщины ходят в лес, собирают лекарственные травы, рвут зелёные ветки. Эти ветки втыкают в ворота, на оконные наличники. Считалось, что на них сидят души покойников. Симек в некоторых местах начинается в четверг, а у нас он начинается в пятницу. В пятницу топят бани, моются отварами из 77 трав. После того как в бане все помоются, хозяйка ставит на лавку таз с чистой водой, веник и просит прийти и помыться усопших. В субботу сутра пекут блины. Первый блин полагается духам умерших, кладут его к двери без чашки. Поминают усопших каждый со своей семьей в своем доме, а затем идут поминать на кладбище. Здесь рассаживаются кучно – строго породам. На могилах оставляют много еды – пиво, блины, обязательно зеленый лук.
Затем просят благополучия детям, родственникам, домашним животным. В молитвах желают своим родственникам, находящимся на том свете, сытной еды и молочных озер; они просят предков не вспоминать живых и не являться к ним без приглашения.
Обязательно упомянут всех знакомых и незнакомых усопших: сирот, утонувших, убитых. Просят их благословить. К вечеру начинается веселье, песни, игры и танцы. Печаль и грусть не допустимы. Люди хотят доставить радость своим усопшим предкам. Часто во время «Симек» справляют и свадьбы.

Окрестности Березового Солонца.


«Чувашская свадьба.»Родионов В.Г.

Но местным жителям в далеком прошлом жилось неспокойно-вечные набеги калиыков и ногайских татар-кочевников Заволжья.
Вокруг села сплошной лес и это не случайно-у далеких предков чувашей с лесом связано много различных обрядов.
Геология Березового Солонца представлена солонцеватыми с натриевыми солями черноземами с с очень скудной растительностью.В жару на верхнем почвенном горизонте проявляются пятна солевых налетов.
***
Село Кармалы находится в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в сельское поселение Севрюкаево. Находится на юге Самарской Луки в 3 км к северу от села Севрюкаево, с которым связано автомобильной дорогой и в 7 километрах от берега Волги. С трех сторон окружено густым лесом. Основано в начале 1660-х годов.
В 1768 село подарено графам Орловым, в 1794 принадлежало Фёдору Григорьевичу Орлову, с 1802 – Владимиру Григорьевичу Орлову, который обменял младшему брату Алексею село на крепостных. После смерти Алексея Орлова в 1807 году село унаследовала его дочь Анна. В 1845 году село было передано в удельное ведомство. До 1861 года Кармалы находились в ведении Сызранской удельной конторы. В 1928 году выходцы села основали Лбище.
По чувашски Кармалы-Хура-мал,что переводится как карагач или вяз.
Из доисторических памятников села обращает внимание городище Хула-Ту(город на горе),расположенное к западу от села,в отрогах Водяного оврага,среди леса,имеющее форму овала .Оно было сильно укреплено,до сих пор имеются остатки двойного земляного вала,который с напольной стороны раньше был тройным.Относится оно к периоду булгарских поселений.
***
Село Сосновый Солонец- село в Ставропольском районе Самарской области. Административно входит в сельское поселение Сосновый Солонец и является его центром.
Находится в центре Самарской Луки,по дороге от Рождествена до села Жигули.
Название связано с изобилием растущих здесь сосен и солонцеватой почвы.
Первыми владельцами Самарской Луки, куда входил и Сосновый Солонец, были купцы Строгановы. В 1768 году по Указу Екатерины II Самарской Лукой стали владеть графы Орловы. Бурные события произошли в селе в период первой русской революции 1905 - 1907 гг.- крестьяне жгли барские дома, конюшни, гумна, рубили помещичьи леса. Летом 1917 года крестьяне потребовали удаления управляющего имением. В домах, ранее принадлежащих графу Орлову, стали размещаться общественные организации и лечебные учреждения.

Село Сосновый Солонец.
В нем нахолится место древнего городища,представляющего собой овальную площадку длиной около 30 метров,С напольной стороны оно защищено рвом,земляным валом и оврагом..Вершина городища защищена по краям насыпным земляным валом.В 19 веке здесь были найдены пряжка и металлическая стрела.
В окрестностях села находятся разные полезные ископаемые.Серный колчедан в районе Жареного бугра и Валовского оврага.Белая глина –недалеко от самого села,в месте Исаевы Штаны.
Среди населения до сих пор живет предание о «камне Аусина»,расположенном в 5 километрах от села
Местный крестьянин Аусин из огромной плиты известняка решил сделать жернов,но не успел закончить свою работу.
Раньше в Сосновом Солонце был колхоз имени Молотова,сейчас отсутствующий.

Опубликовано: 2019-06-24 11:15:11
Количество просмотров: 115
Комментировать публикации могут только зарегистрированные пользователи. Регистрация / Вход

Комментарии